Впрочем, добавляет ЕК, плохой инвестиционный климат и ограниченные возможности для роста потребления не позволяют экономике РФ быстро восстановиться в 2020-2021 годах.
«Основные риски исходят от рынка нефти, поскольку на фоне ухудшения ситуации с пандемией спрос на это сырье, равно как и цены, может упасть еще больше», - говорится в докладе Еврокомиссии.
«По-видимому, прогноз готовился достаточно давно – в конце августа или в сентябре. То есть, еще до наступления второй волны коронавируса, последствия которой в исследовании не учтены», – считает доктор экономических наук Игорь Николаев.
Но главное, по его словам, даже не это. В августе Минэкономразвития представило рабочую версию нового макропрогноза на текущий год, который улучшен до минус 3,9% ВВП. В октябре свой прогноз улучшил и Банк России – до минус 4-5%. Вероятнее всего, предполагает Николаев, Еврокомиссия ориентировалась на ту цифру, что дает Минэкономразвития.
Проблема в том, что сейчас, в условиях пандемии, люди из ЕК и других международных организаций не посещают нашу страну, не встречаются с ее чиновниками и экспертами. Им остается одно – издалека наблюдать за тем, как оценивают ситуацию официальные российские инстанции.
На самом деле это не очень хорошо, поскольку может возникнуть искаженная картина. Очевидно, что события сейчас развиваются по максимально неблагоприятному сценарию: об этом говорят и падающие PMI (индексы деловой активности), и сверхнизкий спрос на основные экспортные товары России – нефть и газ, и то, что власти никак не определятся с мерами поддержки в отношении бизнеса и населения, и многое другое.
Читайте также: Нефть и Байден неожиданно помогли рублю подрасти