Кому война, а кому мать родна: как иностранные игроки поглощают отечественный рынок биодобавок

Специалисты бьют тревогу

Пандемия обрушила большинство отраслей экономики, но для отдельных ее сегментов коронавирус открыл «золотую жилу». Одним из таких счастливчиков на российском рынке стала онлайн-торговля иностранными БАДами, соединившая в себе удобство покупок в сети, повышенный интерес потребителей к своему здоровью и отсутствие необходимости соблюдать российское законодательство, возложив эту обязанность на потребителя. 

Специалисты бьют тревогу

В результате сегодня рынок не просто наводнен БАДами, не имеющими российских регистрационных документов, не соответствующими требованиям СанПиНов по дозировкам, но даже содержащими сильнодействующие или ядовитые вещества, которые к тому же открыто рекламируются крупнейшими интернет-платформами.

На днях Федеральная антимонопольная служба рассмотрела очередной такой случай и пришла к выводу что «Яндекс» и Google нарушили Закон о рекламе. Они распространяли рекламу БАДа, содержащего запрещенный к изготовлению и распространению компонент. В частности, в сервисе «Яндекс.Директ» отображалась реклама биологически активной добавки Gaia Herbs. Рекламное объявление содержало ссылку на страницу препарата в зарубежном онлайн-магазине iHerb. При этом в состав этого препарата входит перец Kava. Он относится к списку сильнодействующих веществ, а его изготовление и распространение запрещено на территории Российской Федерации.

Похожая реклама товара с содержанием перца Kava распространялась и в сервисе Google AdWords, и эта реклама вела на страницу того же онлайн-магазина. Обоим IT-гигантам грозят административные штрафы от 100 до 500 тыс. руб., что при их многомиллиардных оборотах нельзя сравнить даже с комариным укусом.

В ФАС призвали интернет-сервисы более тщательно следить за рекламным контентом: «Реклама товаров с содержанием сильнодействующих веществ запрещена как в интернете, так и вне его. Поэтому мы в очередной раз призываем рекламораспространителей в лице крупнейших поисковых систем совершенствовать свою систему модерации рекламных сообщений во избежание нарушений закона», - пояснял ситуацию замглавы ФАС России Андрей Кашеваров.

Но проблема – не только в модерации рекламных сообщений. Трудно представить, что такие гиганты как «Яндекс» и Google и их юридические службы не знакомы с требованиями закона о рекламе, особенно учитывая, что в случае с БАД ответственность за ненадлежащую рекламу в равной степени несут не только рекламодатель, но и рекламораспространитель.

Российский рынок онлайн-коммерции растет высокими темпами, а ситуация с распространением коронавируса стала колоссальным катализатором к его дальнейшему развитию. По данным исследовательского агентства Data Insight, российский рынок E-comm к началу октября превысил рекордные показатели, которые были достигнуты в мае на пике режима самоизоляции. Россияне сделали 63,5 млн заказов в интернет без учета заказов продуктов питания через специализированные интернет-магазины и службы доставки. Это на 5,3% выше показателей августа и на 62% больше по сравнению с августом прошлого года.

Безусловными лидерами роста онлайн-продаж можно уверенно назвать фармацевтические товары и БАД. По данным Nielsen, которые компания озвучила на конференции «Электронная торговля-2020», категория «медицинские товары» за 8 месяцев 2020 года росла +243% в рублях, более чем в два раза опережая значения ближайших преследователей, таких как продукты питания.

Специалисты бьют тревогу, потому что люди верят рекламе на привычном интернет-ресурсе, но она может быть размещена неизвестными продавцами или иностранными магазинами, которые не сертифицируют свою продукцию и не несут ответственности по российскому законодательству. Риски в этом случае лежат на потребителях. 

Нередко в центре подобных скандалов оказываются блогеры, которые с недавних пор стали ключевым рекламным каналом для нелегальных БАД, зарабатывая колоссальные деньги на реферальных программах продавцов такой продукции. Популярная инстаграм-блогер Елена Корнилова предлагала нескольким сотням тысяч своих подписчиков принимать большие дозы БАДов и приобретать их в онлайн-магазинах типа iHerb по ее промокоду. Она называла себя натуропатом и биохакером, и утверждала, что окончила Мюнхенский технический университет со степенью по органической химии, обучается в Национальном университете Сингапура и поступает в Стэнфордский университет. Как показали официальные ответы на запросы, направленные в учебные заведения, Елена Корнилова не была студентом Национального университета Сингапура и не училась в Мюнхенском техническом университете.

Это обнаружилось после того, как ситуацией заинтересовались в комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований. Член этой комиссии Петр Талантов отмечал, что заметная часть рекомендаций в блоге Елены Корниловой не просто не имеет доказанной эффективности, но и небезопасна.

«Елена предлагает беременным женщинам принимать по 26 таблеток в день. Часть из них – препараты с недоказанной полезностью. Часть – вещества, влияние которых на беременность недостаточно изучено. Некоторые просто опасны. Елена часто пренебрегает рекомендованными дозами в сторону их значительного увеличения. Если во время беременности иногда назначают порядка 350 мг магния в день, то Корнилова рекомендует принимать сразу 900 мг. Кстати, пока польза от приема магния у беременных не обнаружена. Аналогичным образом Елена поступает с йодом. Рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) дозы - 250-500 мкг в день, Корнилова рекомендует принимать 1000 мкг», - цитирует Петра Талантова РБК

https://style.rbc.ru/beauty/5c6bb1549a7947542c432359

.

«Рекомендуя своим подписчикам буквально десятки таблеток в день, Елена превращает их тело в химическую фабрику с абсолютно непредсказуемыми последствиями», - подытожил Талантов.  

Учитывая, что все больше людей заказывают товары для здоровья в интернете, а также ситуацию с пандемией, которая форсирует потребительский спрос на товары для поддержания здоровья, российский рынок биодобавок будет только расти. Экспансия зарубежных БАДов, использующих для рекламы и продвижения онлайн-каналы, продолжится, а вместе с тем возрастут и риски обмана потребителей. При этом пострадают не только они. Очевидно, что сейчас стремительно формируется огромная зона трансграничной онлайн-торговли, которая свободна от применения норм законодательства РФ, а добросовестные участники рынка и «нелегалы» играют на разных условиях. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру