-- Как считаете, что стоит за странными маневрами «Академика Черского», которые он совершал этим летом? С мая по октябрь он находился в Мукране, но ничего там не строил, в сентябре зачем-то ушел обратно в Калининград, несколько недель дрейфовал там около Куршской косы, а теперь судно вернулось в немецкий порт.
- У «Академика Черского» были определенные технические проблемы, которые мешали ему приступить к работе на морском участке «Северного потока-2». По-видимому, для решения этих проблем он уходил в Калининград, кстати, вместе с ним уходили и другие суда, осуществляющие техническую поддержку. Раз они все вернулись обратно в Мукран, где хранятся трубы СП-2, значит, судно довели до ума и теперь оно сможет приступить к работе.
- Не поздновато ли начинать работу? Балтику скоро начнет штормить.
- В прошлом году активные действия на морском участке газопровода тоже начались в ноябре, раньше невозможно было, так как не было разрешения Дании. И несмотря на плохую погоду до конца года работы велись, они бы и дальше продолжались, если бы США не ввели санкции против «Северного потока-2». Так что проект остановился не из-за плохой погоды, а по вине политиков.
- Недавно США расширили толкование уже введенных санкций против СП-2, после этого многие аналитики «похоронили» проект, заявив, что ему не суждено быть достроенным, потому что европейские компании побоятся попасть под американские санкции. Вы не разделяете это мнение?
- Пока что санкции касаются только тех компаний, которые осуществляют техническую сторону проекта. А укладкой труб на морском участке занимаются российские суда, чего им боятся американских санкций?
- Но говорят, что американские сенаторы хотят расширить санкции, распространить их на те компании, кто будет в последствие сертифицировать трубопровод, а без этого его нельзя будет ввести в эксплуатацию.
- Сомневаюсь, что они на это пойдут, в противном случае придется наложить санкции на правительство Германии. Хотя опасность ужесточения санкций со стороны США есть, сейчас все ждут американских выборов, после этого возможно опять окажется на повестке этот вопрос.
- После отравления Алексея Навального в ЕС было много дискуссий о том, вводить или нет европейские санкции против СП-2. Такая опасность существует до сих пор?
- Не думаю. Навальный жив и относительно здоров, так что ссориться с Россией из-за политика и подводить своих инвесторов вряд ли кто-то захочет.
- А кто все-таки больше пострадает, если «Северный поток-2» придется свернуть: наш Газпром или европейские инвесторы, которые вложили в проект свои деньги?
- Думаю, пострадают обе стороны. Информация о том, кто сколько вложил в этот проект, держится в тайне – это коммерческая тайна. Но любой бизнес в любой стране делается для того, чтобы получать прибыль, поэтому все участники проекта будут, мне кажется, бороться за его осуществление до последнего.
- Существует такое мнение, что потребности в этом трубопроводе нет ни у одной из сторон. Для нас это чисто политический проект, потому что Россия хочет отказаться от украинского транзита. Для Европы трубопровод тоже сейчас не настолько актуален, как это было до пандемии: везде кризис, и объемы потребления газа сокращаются, опять же зеленая энергетика развивается…
- Не согласен. Газ Европа использует в основном для обогрева жилых домов, поэтому его потребление зависит не от кризиса, а от температуры зимой. Если в этом году зима будет холодная, то и потребление вырастет.
- Однако «Турецкий поток» мы построили, а фактически его не используют. Газ у нас Турция не закупает. Может, и с «Северным потоком-2» тоже самое будет?
- Нельзя сравнивать Турцию и Европу. В Турции построена избыточная инфраструктура, туда газ поступает из Азербайджана, Ирана, поэтому турки могут выбирать, у кого цена ниже. Опять же там предложение опережает спрос. В Европе совсем другая ситуация, хотя за время пандемии потребление энергоносителей снизилось, но в целом потребность в газе намного превышает поставки. Если бы вдруг ЕС решило сейчас уступить США и полностью отказаться от российского газа, никто бы не смог моментально заполнить эту нишу. Поэтому потребность в СП-2 у европейцев есть, они в этом проекте заинтересованы, и, думаю, его несмотря ни на что реализуют.