Продукты к Новому году подорожают до 40%

Россиянам придется залезть в кредиты, чтобы накрыть праздничный стол

До Нового года осталось два месяца. Цены на продукты к этому времени вырастут еще сильней. В зоне риска подорожания находятся красная икра, рыба, хлеб, алкоголь. Стоимость новогодних угощений в этом году может быть выше прошлогодней на 20-25%, предупреждают эксперты. Устав от череды неприятных сюрпризов 2020-го люди с большей надеждой станут следовать примете: «как встретишь Новый год, так его и проведёшь» и, вероятнее всего, пойдут за новыми кредитам, лишь бы поговорка сработала.

Россиянам придется залезть в кредиты, чтобы накрыть праздничный стол

Подорожание продуктов к Новому году стало уже традицией. Осенью 2020-го круто взлетела стоимость хлеба: в различных регионах России на несколько рублей. О возможном росте цен, в особенности на макароны и продукты перерабатывающей промышленности, заявил исполнительный директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Одновременно с этим основатель сети рыбных магазинов Алексей Рудько предупредил о повышении цен на рыбу и рыбные продукты, а в аналитическом агентстве «Рыбсеть» спрогнозировали подорожание красной икры на 40% к новогодним праздникам.

Почему цены продолжают расти, несмотря на падение показателей покупательской активности? К Новому году продукты питания и спиртное традиционно дорожают по нескольким причинам. В первую очередь, сказывается сезонный фактор — в магазинах становится меньше продуктов нового урожая, растет доля импорта (который наша страна покупает за валюту). Из-за постепенного обесценивания рубля на протяжении последних лет цены на такие продукты постоянно растут – иногда рывками.

Второй фактор — это стоимость биржевых товаров (зерна, сахара, кофе). Динамика их стоимости на международных рынках сказывается на магазинных ценниках. Если, например, из-за климатических катаклизмов сокращается урожай кофе, это ведет к дефициту на международном рынке, цена растет — в результате любимый многими бодрящий напиток становится дороже и в российской рознице.

Третий фактор — урожайность: если в России и других странах урожай по каким-то причинам сокращается, то и стоимость товаров может вырасти. В частности, в этом году ниже урожай зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, овса. В результате — заметный рост цен на сахар, муку, крупы, подсолнечное масло. Но это еще не все причины увеличения стоимости продуктов питания.

Цены традиционно растут накануне Нового года из-за политики розничных сетей, рассказывает Исполнительный директор «Инвестиционно-Аграрного Фонда» Марина Строгая. По её оценкам, стоимость праздничного стола в этом году может быть выше прошлогодней на 20-25%. «Конечно, не хотелось бы предрекать, что это заставит россиян брать дополнительные кредиты, но такое вполне возможно, так как покупательская способность в РФ сократилась сильнее, чем на Украине или в Турции, а рост потребительских цен из-за пандемии — в три раза выше, чем в Европе», — отмечает собеседница «МК».

Строгая убеждена, что «локомотивами» роста цен станут деликатесы и алкоголь: первые из-за своего импортного происхождения, а спиртное — из-за того, что со следующего года повысятся акцизы, а торговые сети будут делать бОльшую праздничную наценку, чем обычно.

«Существенная часть продовольствия и оборудования для его выпуска — импортные, в последние месяцы года увеличивается спрос на валюту для их закупок. Это, при прочих равных условиях, приводит к повышению себестоимости товаров в рублях», — подчеркнул главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман.

Повышенный предновогодний спрос приводит к увеличению наценок в торговых сетях, подчеркивает председатель правления КПК «Обновление» Михаил Дорофеев.

Напомним, в прошлом году затраты на то, чтобы накрыть «средний новогодний стол», выросли на 2,74% до 6 430 руб. (на семью из четырех взрослых и ребенка) при общем росте продовольственных цен на 3,11%. В этом году, не сомневаются эксперты, рост среднего чека будет куда существенней: слишком много факторов тому способствует.

«Главной причиной, которая позволяет розничным сетям и поставщикам продуктов пересматривать ценники вверх, выступает желание большинства россиян устроить себе хороший новогодний праздник, — говорит Дорофеев. — Для большинства пословица «как встретишь новый год, так его и проведешь» — не пустой звук, чем продавцы и пользуются».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28400 от 27 октября 2020

Заголовок в газете: Отметить на последние

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру