Согласно рассмотренной депутатами в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, ставки НДФЛ будут выглядеть следующим образом. В отношении доходов до 5 млн рублей сохранится ставка 13%, а по более высоким доходам ставка будет составлять 650 тыс. рублей плюс 15% суммы доходов, превышающих 5 млн рублей. Изменение планируется уже с 1 января 2021 года. По оценкам министра финансов Антона Силуанова, под новое налогообложение попадет не более 1% работающих - то есть, порядка 75 тысяч россиян.
Определен и перечень налоговых баз, в отношении которых будет применяться повышенная ставка. Это доходы от долевого участия, выигрышей в лотерею, операций с ценными бумагами. В то же время доходы от продажи недвижимости исключаются из новой нормы.
Согласно правительственным расчетам, увеличение ставки приведет к дополнительному поступлению налога в 2021 году в размере 60 млрд рублей, в 2022 году — 64 млрд рублей и в 2023 году — 68,5 млрд рублей. Эти средства, в соответствие с поручением президента Владимира Путина, предполагается потратить целевым образом: на лечение детей с тяжелыми, хроническими, орфанными заболеваниями. Соответствующие суммы уже зарезервированы на три ближайших года по госпрограмме «Развитие здравоохранения».
На первый взгляд кажется, что в новом налоге заключены сплошные плюсы. Его введение – это очевидный жест в сторону поборников социальной справедливости, не первый год поднимающих вопрос о том, что бедняки и миллионеры не должны платить налог государству по одной ставке – 13%. Теперь богатые платят больше, а государство, со своей стороны, намерено пустить эти деньги на самую благородную из всех возможных целей - лечение детей.
Кроме того, правительство обещает, что появление новой ставки не повлечет за собой введение для дополнительной обязанности по подаче налоговой декларации. То есть, гражданам не придется заниматься бюрократией: налоговики сами вычислят «пятимиллионников» и предложат им поделиться.
Однако независимые эксперты видят в нововведении свои риски, и их не так уж мало. Прежде всего, решение депутатов уже де-юре сломало принцип плоской шкалы, на котором строилась, и вполне эффективно, отечественная фискальная система. А раз начало положено, то у правительства и законодателей может и дальше возникать соблазн приделывать к прогрессивной шкале все новые и новые ступеньки.
«Нужно понимать, что теперь прогрессивная шкала налогообложения зафиксируется в законе, – говорит доктор экономических наук Игорь Николаев, - Есть опасения, что это даст повод властям играться со ставкой в будущем. Когда понадобятся деньги, правительство снова может поднять ставку или расширить действие повышенной ставки на менее состоятельные категории граждан - получающих не 5 млн, а 3 млн, или 1 млн рублей в год. Такое развитие событий будет уже напрямую угрожать и без того немногочисленному среднему классу нашей страны».
Кроме того, хоть пояснительная записка к законопроекту и обещает, что процесс администрирования доходов будет автоматизирован и не увеличит нагрузку на налогоплательщиков, еще неизвестно, как нововведение будет работать на практике. В частности, как гражданин сможет отстаивать свою позицию, если он не согласен с суммой начисленной ему налоговой выплаты? Механизм исправления возможных ошибок налоговиков пока абсолютно не понятен и нигде не прописан.
Не вполне понятно и то, как дополнительные деньги будут доводиться до больных детей: то есть, как финансовые власти будут их выделять из общего фискального «котла». Эксперты полагают, что никак – а это значит, что «безличные» деньги могут раствориться в разных статьях бюджета.
Наконец, существует серьезный риск того, что ряд налогоплательщиков, получающих годовые доходы несколько более 5 млн рублей, нововведение заставит уходить в тень и придумывать всевозможные схемы уменьшения легальной части своих поступлений ниже этой планки. «Не возникнет ли у работодателей стимула переходить на зарплаты в конвертах и доводить официальную зарплату высокооплачиваемых сотрудников до уровня, к примеру, депутатов Госдумы – 4,8 млн рублей в год?»- задается риторическим вопросом Никита Масленников, ведущий эксперт Института современного развития.