Чтобы корректно ответить на эти вопросы, давайте сначала вспомним о том, как Россия с точки зрения доходов пережила первую волну коронавирусного кризиса. Если посмотреть на перечень мер социальной поддержки, которые уже были реализованы, то он выглядит, казалось бы, вполне внушительным: единовременные выплаты по 10 тыс. рублей на детей в возрасте от 3 до 16 лет; ежемесячные выплаты в апреле–июне на детей до 3 лет по 5 тыс. рублей; потерявшим работу после 1 марта 2020 года было установлено максимальное пособие по безработице в размере 12 130 рублей, плюс по 3 тыс. рублей на каждого ребенка; минимальная база для расчета больничных была установлена на уровне не ниже 12 130 рублей; установлены доплаты медработникам за работу с заболевшими COVID-19.
Казалось бы, при такой-то поддержке у россиян с доходами должно быть все хорошо. Но даже официальная информация от Росстата говорит совершенно об обратном: реальные располагаемые доходы населения во II квартале 2020 года обвалились на 8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Вот и ответ на вопрос о том, была ли достаточной материальная поддержка граждан во время первой волны коронавирусного кризиса. Поддержка была хотя и достаточно разнообразной, но отнюдь не достаточной. На широкомасштабную материальную помощь населению правительство так и не пошло, и в этом принципиальное отличие действий российских властей от того, как поступали в ряде других стран. Там, например, власти брали на себя субсидирование выплаты заработной платы в размере 60–80%. Ничего подобного не было в России. Поддержка семей с детьми — это, конечно, хорошо, но этого было недостаточно.
Теперь нас накрыла вторая волна пандемии, и это, похоже, стало неожиданностью для властей. Нам все лето рассказывали, как круто налаживается жизнь, как снимаются ограничения по всей стране, как люди снова поехали путешествовать… Все должно было свидетельствовать о безоговорочной победе над коронавирусом. Увы, действительность оказалась совершенно иной. Так, может, во время нынешней, второй волны власти начнут действовать по-другому — более щедро?
Давайте посмотрим правительственные планы — что они могут сказать на этот счет. Ключевое значение имеет то, есть ли у государства резервы, своеобразная «подушка безопасности» для прохождения второй волны. Сегодня, когда говорим о резервах национального масштаба, надо смотреть на то, есть ли деньги в Фонде национального благосостояния (ФНБ). В свое время этот фонд создавался для обеспечения устойчивости пенсионного обеспечения в стране, но сейчас такого ограничения уже нет, а потому его можно потратить практически на все нужды федерального бюджета. По состоянию на 1 апреля 2020 года в ФНБ было 12,9 трлн рублей, на 1 сентября — 13,3 трлн рублей, а в конце 2020 года ожидается 12,5 трлн рублей. Вот так живет государство: кризис, но денег меньше в кубышке, можно сказать, не становится.
Конечно, чудес не бывает. Деньги-то все равно надо где-то брать. Тем более что кризисная экономика не генерирует прежнего объема доходов, а нефтегазовые поступления в бюджет резко сократились из-за падения мировых цен и снижения экспорта. Только во II квартале 2020 года снижение нефтегазовых доходов в федеральный бюджет составило 59% в годовом выражении. Это колоссальные потери. Выход у правительства нашелся простой — наращивать долги. В 2021 году чистые заимствования государства на внутреннем рынке должны составить 2,7 трлн рублей.
А как же резервы в ФНБ? С ним будет все хорошо: фонд должен постепенно расти в своем объеме и составить 13,5 трлн рублей в 2023 году. Значит, государство будет богатеть? Да, только я бы этому сильно не радовался, потому что одновременно, с учетом того, что происходило во время первой волны коронавирусного кризиса, это означает, что людям по-прежнему рассчитывать на широкомасштабную поддержку со стороны государства не стоит. Попросту говоря, деньги в ФНБ есть, да не про нашу честь.
Но, может быть, зря все эти волнения по поводу того, что доходы населения будут снижаться, а ФНБ — одновременно расти? Что касается ФНБ, то с очень большой долей вероятности его объем действительно будет увеличиваться. Реальность такой перспективы, судя по тому, что происходит в 2020 году, вполне очевидна.
А вот с прогнозом динамики реальных располагаемых денежных доходов населения все не так однозначно. В целом в 2021 году правительство ожидает, судя по Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, рост доходов на 3%. Зарплаты тоже должны вырасти в будущем году, согласно ожиданиям правительства, на 2,2%. Вот такой оптимистичный прогноз. Только одна беда: этот вполне свеженький прогноз, который вместе с проектом федерального бюджета на ближайшие три года был недавно внесен правительством в Госдуму, никак не учитывает вторую волну пандемии.
В сентябре, когда это было уже очевидно, правительство решило выпустить важнейшие прогнозные макроэкономические документы без учета такого важнейшего обстоятельства, как вторая волна пандемии коронавируса. Нет, я понимаю, правительству не очень-то хочется верить, что вновь может произойти ухудшение эпидемиологической ситуации, но оно произошло. И как это не учитывать? Таким образом, получается, что мы вступаем в новый этап ухудшения социально-экономического положения. С учетом опыта того, как действовали власти весной, а также их планов по сохранению и преумножению ФНБ в ближайшие годы ситуация получается следующая: деньги у государства есть, но активно делиться ими с людьми оно не планирует.
В связи с этим у меня вопрос к властям: вы почему так не хотите расходовать кубышку? Фонд для чего создавался? На черный день он создавался. То, что сегодня происходит, разве нельзя считать черным днем, растянувшимся на много месяцев? Судя по планам правительства, оно так не считает. Может быть, думает, что происходящее сейчас — это еще цветочки, а настоящие ягодки впереди? Тогда скажите людям, к чему еще надо готовиться.
У меня есть своя версия столь явного нежелания тратить ФНБ. Дело в том, что при нынешнем объеме Фонда национального благосостояния его ликвидная часть — это 8–9 трлн рублей — примерно составляет законодательно установленный рубеж в 7% от ВВП, при превышении которого деньги ФНБ можно тратить на разного роды проекты. Вот и не хотят те, кто этими деньгами распоряжается и выбирает соответствующие проекты, сдавать практически достигнутые позиции. Поэтому пусть коронавирус, пусть резкое падение реальных располагаемых доходов населения, но от своего желания сохранить фонд они не отступят. Перефразируя известную цитату прежнего главы исполнительной власти, позицию власти сегодняшней можно описать так: «Деньги есть, но вы держитесь».
Какие практические выводы могут сделать люди из всего этого? Они простые и не очень веселые: рассчитывать на масштабную финансовую поддержку со стороны государства по-прежнему не приходится. Разве что точечно по отдельным направлениям, группам, случаям поддержка будет, но явно не для всех. А жаль! Ведь государство-то у нас по Конституции — социальное.