«Валдайский клуб», созданный в 2004 году для обсуждения роли России в современном мире, всегда был больше про политику, чем про экономику. С 2012 года его участники регулярно встречаются с президентом. А вот дискуссия с премьером оказалась для них в новинку, ибо Дмитрий Медведев в этом качестве в заседаниях клуба никогда участия не принимал. За неимением наработанной практики общения со вторым лицом государства формат позаимствовали у первого: Мишустин, как это обычно делает Путин, сначала выступил с заранее подготовленной речью, а потом ответил на вопросы экспертов. Начал премьер, как и следовало ожидать, с коронавируса. Но говорил не о нынешней ситуации и не о том, какие меры правительство намерено предпринять в связи с ростом заболеваемости, а о реакции на первую волну. Он напомнил, что Россия, учась на чужих ошибках и используя положительный опыт других стран, смогла разработать собственный эффективный план борьбы с ранее неизвестной инфекцией и ее последствиями. «Мы не допустили шока и коллапса, которыми нас пугали. Вопреки негативным прогнозам мы прошли этот период лучше многих», — заявил Мишустин, подробно перечислив, какую помощь от государства получили врачи, малый бизнес и «самые уязвимые социальные группы». Одновременно власти, по его словам, «не забывали о стратегических вопросах» и решениях, которые позволят даже в условиях пандемии продолжить развитие страны. Сейчас на вооружении кабмина есть два важных документа — общенациональный план действий, задача которого за два года вывести страну из кризиса и вернуть экономику на траекторию устойчивого роста. Он уже одобрен, принят и реализуется с весны, когда были запущены меры поддержки.
Второй документ — это единый план по достижению национальных целей. Мишустин напомнил, что он формируется не с чистого листа. Вектор движения был задан принятыми два года назад нацпроектами, которые сейчас корректируются и подгоняются под новые реалии и финансовые возможности. «За два года мир существенно изменился, многие страны и компании обновляют свои долгосрочные планы. И у нас возникло четкое понимание, что России тоже нужно актуализировать свою стратегию», — пояснил премьер. Он подчеркнул, что ключевую роль в достижении национальных целей должен сыграть новый технологический формат отношений между государством и гражданами. «Коронавирус показал, насколько это необходимо. Важно продолжить работу по формированию единой цифровой среды. Создается цифровой контур в медицине. Нужно уделить особое внимание внедрению цифровых программ в обучение и качеству онлайн-образования. В сфере науки и технологий также появится единая цифровая платформа», — рассказал Мишустин, отметив, что для решения перечисленных задач планируется устранить цифровое неравенство в стране. «Наша цель — создать технологии, меняющие будущее. Именно от этого зависит, какое место наша страна займет в эпоху четвертой промышленной революции», — подчеркнул он. Единый план, предусматривающий тотальную цифровизацию, пока находится в стадии обсуждения, но работа уже вышла на финишную прямую. До конца октября, проинформировал Мишустин, он должен быть вынесен на рассмотрение Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, который возглавляет Путин.
Несмотря на столь подробный рассказ, уважаемым экспертам оказалось мало деталей. Подавляющее большинство вопросов, прозвучавших после выступления Мишустина, также были посвящены цифровизации, как будто других проблем у России и ее экономики не существует. И хотя иностранным участникам глава кабмина отвечал на отличном английском языке, что для российского политического истеблишмента все еще в диковинку, разнообразия дискуссии явно не хватало. Спасибо модератору Андрею Быстрицкому, поинтересовавшемуся у премьера, согласился бы он возглавить правительство, если бы знал про коронавирус. И кто из исторических персонажей ему сейчас симпатичен и любопытен. «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи», — пошутил в ответ на первый вопрос Мишустин. А среди исторических личностей на первое место поставил Путина: «Столько лет нести ответственность за людей и развитие страны — это вызывает восхищение». Также Мишустин признался, что высоко ценит Сергея Павловича Королева, с внуком которого поддерживает дружеские отношения, и Стива Джобса, тот при знакомстве показался ему очень мудрым человеком. В общем, и тут премьер оказался верен себе: Королев и Джобс — это, считай, тоже про цифровизацию.