Ситуация не такая уж редкая, когда пожилые люди решают сменить банк, через который им перечисляется пенсия. Причин тому может быть множество: переезд в другое место, рекомендации друзей и близких, хорошие или, наоборот, плохие слухи о перспективах той или иной кредитной организации. При этом до сегодняшнего дня дату получения (или начисления) пенсии диктовал клиенту сам банк, и тот вынужден был соглашаться.
«Конечно, это вызывало неудобство, — сказала в интервью заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова. - Пенсионеры привыкают к той дате, которая им установлена при назначении пенсии. Однако раньше, когда они изъявляли желание перейти из банка в банк, дата могла сдвинуться довольно ощутимо: в одной кредитной организации пенсионер мог получать пенсию, к примеру, 9-го числа, а в другом — уже 23-го числа».
С сегодняшнего дня правила меняются: теперь дата поступления денег будет зависеть не от желаний или правил того или иного банка – хоть государственного, хоть частного, - а от условий, которые были установлены по согласованию с пенсионером.
Кроме того, Минтруд напоминает, что согласно действующему законодательству, пенсионер сам выбирает, как именно он хочет получать пенсию – никто не вправе ему это продиктовать.
Собственно, варианта доставки два. Первый – как раз-таки через банки. Причем пенсию можно получать как в кассе банка, так и на банковскую карту. Деньги приходят на счёт в день поступления средств от территориального органа Пенсионного фонда России (ПФР). При этом банки не вправе брать комиссию при зачислении средств на счёт пенсионера, а снять поступившие средства можно когда угодно.
«Чтобы не зависеть от сроков доставки, можно завести банковскую карту и ежемесячно получать на нее выплаты. На карту пенсия обычно приходит раньше, чем в отделения почты», - говорится в сообщении Минтруда.
Второй вариант - через «Почту России». В этом случае либо пенсии приносит в установленный день на дом почтальон, либо сам пенсионер может ходить за ними самостоятельно в почтовое отделение по месту жительства. Для каждого пенсионера почтовое отделение устанавливает дату получения выплаты исходя из графика её доставки. При этом пенсия может быть выплачена и позднее установленного срока в пределах так называемого доставочного периода — его продолжительность в каждом почтовом отделении своя. При этом, по правилам ПФР, если пенсия не получена в течение шести месяцев, то её выплата приостанавливается до выяснения обстоятельств задержки. Чтобы возобновить начисления, придётся написать заявление в территориальный орган ПФР.
О сделанном выборе доставки или его изменении каждому пенсионеру следует уведомить ПФР любым удобным методом: письменно, подав заявление в территориальный орган Пенсионного фонда или в МФЦ, либо в электронном виде через личный кабинет на портале госуслуг. Заявителю необходимо указать доставочную организацию и способ получения пенсии, а также реквизиты счёта, если он хочет получать деньги через банк.
«Главное в принятом решении – обеспечение удобства для пенсионеров», - считает доктор экономических наук Сергей Смирнов. Эксперт поясняет, что многие пожилые люди привыкают к определенной дате получения пенсий, и именно под нее планируют какие-то походы за продуктами или, к примеру, за лекарствами в аптеку. А менять привычки для пожилых – всегда непростой с психологической точки зрения процесс. «К тому же у подавляющего большинства россиян пенсии весьма невысокие – не намного выше прожиточного минимума. И если государство не может резко поднять сумму их выплат, то оно должно хотя бы позаботиться об удобных сроках доставки пенсий», - считает эксперт.
Читайте также: Новая заморозка пенсий: власти прикрывают бюджетный дефицит за счет россиян