Проект «Платформа «Автодата» обязывает автомобили передавать платформе навигационно-телематическую информацию. Оператором системы выступит НП ГЛОНАСС (не имеет ничего общего с АО ГЛОНАСС. – «МК»). По сути, «Автодата» будет дублировать функции систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон».
Проект платформы «Автодата» был одобрен на заочном заседании группы НП ГЛОНАСС 18 сентября. Несмотря на то что большинством голосов проект был принят, «против» выступили IT-компании и автопроизводители.
В октябре письмо с негативной оценкой проекта «Автодата» премьер-министру Мишустину направили 12 отраслевых ассоциаций. Документ есть в распоряжении «МК».
«По результатам расширенного обсуждения законопроекта отраслевым бизнес-сообществом сообщаем, что не можем поддержать данный законопроект», – говорится в письме. Подписавшиеся обосновывают свою позицию тем, что законопроект имеет высокую степень регулирующего воздействия, при этом не проходит публичное обсуждение с теми, кто будет обязан предоставлять телематические данные. Среди рисков принятия законопроекта – повышение административных барьеров и, как следствие, увеличение срока доставки товаров и рост затрат.
«Введение новой глобальной информационной системы без обоснования целесообразности для экономики страны, бизнеса и граждан не допустимо», – отмечает одна из подписавшихся, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина. Она указывает на то, что в законопроекте не содержатся важные положения. Например, не ясен порядок определения оператора информационной системы автотранспортной телематики и его полномочия, определение тарифов на пользование платной частью данных. «По сути, новое регулирование ввиду не проработанности положений законопроекта подразумевает, что с граждан и бизнеса будут взимать «квазигосударственные» платежи на цели, которые на данный момент непонятны ни в отношении государства, ни в отношении участников рынка. Разрабатываемый законопроект имеет высокую степень регулирующего воздействия, при этом не проходит публичное обсуждение с бизнес-сообществом, очевидно возникает риск недобросовестного использования коммерческих данных в непонятных коммерческих целях», – предупреждает Ольга Федоткина.
Помимо роста цен, передача информации через «Автодату» влечет за собой риск раскрытия коммерческой тайны, соглашается менеджер по взаимодействию с государственными структурами ООО «Фольксваген Груп Рус» Мария Моторина.
«В случае принятия законопроекта возникает как риск утечки коммерчески чувствительной информации, так и нарушение конфиденциальности. Описание мер по защите конфиденциальности информации, передаваемое в «Автодата», законопроект не содержит. Ввиду отсутствия четкого определения правил обезличивания данных не представляется возможным оценить степень защиты данных, передаваемых в «Автодата», а также в другие государственные системы», – высказывает особое мнение в протоколе заседания рабочей группы представитель автоконцерна.
Принятие законопроекта об «Автодате» в недоработанном виде подразумевает, что с граждан и бизнеса будут взимать «квазигосударственные» платежи, говорится в заключение письма Михаилу Мишустину. При этом цели этих платежей непонятны. На фоне падения доходов населения и коронакризиса дополнительное повышение цен будет серьезным ударом по кошелькам россиян.