Платить за утилизацию мусора по новым правилам россиян заставили с 2019 года. В квитанциях появилась новая строчка «вывоз твердых коммунальных отходов». Мусорная реформа породила появление региональных операторов (им мы и платим за вывоз), обещала строительство новых мусороперерабатывающих предприятий и организацию раздельного сбора мусора.
Под шумок реформы тарифы на вывоз мусора выросли, при этом лучше избавляться от него не стали. Из-за неразберихи между управляющими организациями и региональными операторами во дворах образуются свалки, мощностей для уборки не хватает, а стекло, пластик и пищевые отходы так и выбрасываются в одну кучу. В итоге мусорная реформу признали провалившейся. Такой вердикт вынесла Счетная палата. По оценкам аудиторов, перерабатывается только от 3% до 8% всего бытового мусора, а более 90% отходов отправляется на полигоны, многие из которых не соответствуют экологическим требованиям.
Тем не менее, счета за вывоз мусора россиянам приходят бесперебойно. Другое дело, что платят по ним граждане, мягко говоря, не очень исправно. По данным Минприроды, в период пандемии платежи от населения и бизнеса за вывоз мусора сократились на 20%. В итоге за первое полугодие на региональных операторах висит долг в 46,7 млрд рублей. При этом тарифы в разных регионах могут отличаться в несколько раз. Где-то они зависят от площади жилья, где-то – от числа проживающих. Например, среднестатистическая семья в Санкт-Петербурге платит 420 рублей, а в столице Хакасии Абакане - 125 рублей.
Повысить собираемость платежей может включение счета за вывоз мусор в единую платежку. Герман Греф предложил сделать обязательным указание единого лицевого счета помещения в государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ. Так плательщики будут получать единый электронный счет с суммой за вывоз мусора и оплачивать его онлайн.
«Ситуация с собираемостью платежей за вывоз ТКО лучше в тех регионах, где счет включен в общую платежку по коммунальным услугам или присоединен к оплате по конкретному ресурсу (электричеству, газу или воде). В регионах с отдельной платежкой собираемость может быть очень низкой – до 45%. При этом проблема накопления мусора, разрастания размеров свалок и мусорных полигонов по всей стране только усугубляется. Нужно строить заводы по переработке мусора и по производству товаров из вторсырья, но на это в период коронакризиса нет денег», - отмечает генеральный директор холдинга «Городские Инновационные Технологии» Сергей Минко.
Получается замкнутый круг: люди не платят за вывоз мусора, потому что не видят результатов мусорной реформы. А заводы и полигоны не строятся, потому что из-за низкой собираемости платежей региональные операторы еле сводят концы с концами.
Мусорная реформа и строилось на том, что оплата вывоза мусора станет основой для инвестиций в строительство инфраструктуры для переработки мусора. «Конечно, дополнительные траты в период пандемии, тем более без видимого результата, не радуют россиян. Однако практика показывает, что ситуация с раздельным сбором мусора и перерабатывающими заводами лучше обстоит в регионах, где собираемость платежей высокая», - полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Выходит, заботу об экологии и решение проблемы загрязнения переложили на жителей страны. А ведь само понятие «инвестиции» предполагает вложения с целью получения прибыли в будущем. Но выгодополучатели от мусорной реформы решили сначала подзаработать, а потом (может быть) что-нибудь построить. Не получилось.