Готовы уволить до конца года часть своих сотрудников 22% работодателей. Почти каждая десятая организация (11%) собирается уменьшить размер зарплат к декабрю. А с начала кризиса сокращение штатов произошло в 47% компаний, постоянный заработок потеряли более 4 млн человек, сообщает одно из российских рекрутинговых агентств.
Не исключено, что в ближайшие пару месяцев рынок труда постигнет очередная перетряска. Весь вопрос в том, насколько она будет болезненной и какой размах примет в конечном итоге.
Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле пока не считают необходимым вводить новые меры поддержки бизнеса. По словам чиновника, принятый весной «антикоронавирусный» пакет был запущен на фоне остановки экономики, а сейчас «все отрасли работают».
Ни на какие новые меры поддержки правительство не пойдет – по банальной причине отсутствия в федеральном бюджете свободных денег, считает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. И закрывать экономику на тотальный карантин государство не станет - этого она просто не выдержит, рассуждает эксперт. Весенняя политика властей в отношении граждан и предпринимателей в значительной степени была предопределена карантином и самоизоляцией, то есть официальными решениями по ограничению работы. Сейчас другая ситуация. Что касается угрозы резкого роста безработицы, то ее, по мнению профессора Зубца, нет: бизнес успел избавиться от «лишних» людей еще весной и летом.
Нынешние события вокруг COVID-19 не внушают оптимизма, впрочем, в марте-мае проблемы были острее, поскольку рост расходов на здравоохранение совпал с падением цен на нефть на мировых рынках. Вероятность введения повторного карантина сейчас достаточно мала, это почти экономический суицид, отмечает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. На его взгляд, власти лучше готовы к пандемии, чем весной, и рисковать экономикой не намерены.
По итогам года ВВП упадет на 3-4%. Это болезненный, но не смертельный результат. Новый локдаун может усугубить рецессию до уровня в 8-10%.
Пока настроения в бизнес-среде достаточно пессимистичные, спрос упал, соответственно, предприниматели сокращают издержки. Прежде всего, речь идет о секторах, которые в наибольшей степени пострадали весной – это рестораны, выездной туризм, салоны красоты. В то же время, убежден Разуваев, массовых увольнений до конца года не предвидится. Не будет и мер поддержки со стороны государства: в бюджете дыра на несколько триллионов рублей, которая пока покрывается за счет продажи облигаций госбанкам.
Конечно, вторая волна пандемии может негативно сказаться на потребительском спросе и, соответственно, на рынке труда. В результате вырастет безработица, но такая перспектива не устраивает ни правительство, ни бизнес, ни рядовых потребителей, рассуждает предприниматель и меценат Грант Агасьян. Именно поэтому, по его словам, несмотря на рост заболеваемости коронавирусом в стране, речь сейчас не идет о полноценном локдауне, как весной. И если карантинные ограничения и будут вводиться, то - точечно и в минимальном объеме, на уровне каждого региона.
Эксперт не исключает, что правительство снова окажет россиянам финансовую помощь: это могут быть льготные кредиты для бизнеса по выплате зарплат на сотрудников, а также дополнительные прямые выплаты для отдельных уязвимых категорий населения. По словам же члена Совета Конфедерации труда России Павла Кудюкина, изыскать необходимые средства для такой поддержки – не проблема, это лишь вопрос желания и политической воли. В конце концов, можно смириться с увеличением дефицита бюджета и даже отпустить инфляцию.