В настоящее время «Академик Черский» находится вблизи Куршской косы. В Калининград судно должно было прийти 7 октября, но пришвартоваться ему помешала «ограниченная маневренность», которая может говорить как о подготовке к смене отработавшей свою вахту команды или предстоящем пополнении груза, так означать проведение испытаний установленного оборудования.
В порте Мукран российский трубоукладчик находился с мая этого года. Немецких берегов «Академик» достиг после почти полугодичного рейса из Дальнего Востока. В конце прошлого года, когда швейцарские подрядчики отказались от участия в проекте в опасении, что могут пострадать от американских санкций против СП-2, судно было переброшено в Балтийское море. Однако оперативно приступить к работам не смогло — «Черский» надолго обосновался вблизи к портовой инфраструктуре Мукрана, а его команде, как утверждают источники «МК», было запрещено общаться с местным населением. Хотя «Газпром» не делился официальной информацией, скорее всего, кораблю потребовалось серьезное дооборудование: от замены электроники, управляющей навигационным оборудованием, или установки новых лебедок и якорей на каждый из трех судовых подъемных кранов, до повышения уровня шумоизоляции в машинном отделении и модернизации кают экипажа. По наблюдению независимых экспертов, в лучшем случае весь объем обозначенных работ завершится не ранее конца октября.
О возможном проведении испытаний свидетельствует и тот факт, что другое российское судно — баржа «Фортуна», задействованная в заключенной фазе строительства СП-2, также покинуло Мукран. Правда, корабль направился не в Калининград, а в немецкий порт Росток, а затем его маршрут был переориентирован на расположенный неподалеку немецкий порт Висмар. По мнению эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, помимо прочего, покинуть Мукран занятые в достройке СП-2 суда могли для загрузки необходимым оборудованием. В частности, сам «Черский» мог быть укомплектован дополнительными трубами, поскольку накануне его ухода их Мукрана судовые трекеры, позволяющие отслеживать движение и портовую активность судов, указывали на сопутствующую этим действиям осадку корабля.
«Определенные сроки завершения строительства морской ветки СП-2 назвать достаточно сложно — задействованные в проекте суда по разного рода причинам не спешат приступать к завершению проекта», — отмечает Юшков. Впрочем, телодвижения, к которым приступили участвующие в строительстве газопровода корабли, внушают оптимизм. К работам над СП-2 уже подключен ледокол «Владислав Стрижов», который способен обеспечить работы даже в усложняющихся климатических условиях осенне-зимнего периода.
«Передислокация судов позволяет надеяться, что в ближайшее время они встанут на обозначенную точку и смогут непосредственно приступить к работам. При начале достройки газопровода до конца декабря его запуск, если не последует никаких новых ограничительных санкций, можно будет осуществить уже во II квартале 2021 году», – отметил эксперт.
Между тем, шаги, мешающие завершению строительства морского участка СП-2 сыпятся, как из рога изобилия. В частности, на днях Польское антимонопольное ведомство UOKiK наложило на «Газпром» штраф в $7,6 млрд за то, что российская монополия не заручилась согласием Варшавы на укладку трубы. С одной стороны, как полагает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, эти претензии носят голословный характер, поскольку газопровод не проходит по территории Польши и вряд ли способны послужить причиной для остановки строительства последнего участка СП-2.С другой, очередные судебные тяжбы российской монополии со своими зарубежными оппонентами грозят помешать наладить полноценную работу нового газопроводного маршрута. Как пригрозил бывший руководитель Польского агентства информации и иностранных инвестиций Славомир Майман, юридические коллизии будут преследовать СП-2 и после запуска газопровода в эксплуатацию, а продолжатся долгие годы».