Задача властей состоит в том, чтобы поддержать рубль. Но не очертя голову, а так, чтобы оставить в сохранности международные резервы. Такие возможности, оказывается, есть.
ЦБ официально сообщил, что с 1 октября по 30 декабря 2020 года будет реализовывать на внутреннем валютном рынке валютные средства, полученные от продажи пакета акций Сбера правительству. Изюминка в том, что правительство расплачивалось средствами Фонда национального благосостояния, а они, как известно, хранятся в валюте. ЦБ будет конвертировать их в рубли, то есть предложит на рынке валюту. Сообщается, что ежедневный объем фактических валютных интервенций составит около $40 млн. ЦБ сразу заявил, что объем продаж, к тому же равномерных, существенного влияния на валютный рынок не окажет. Но в любом случае рынок получил сигнал, что ЦБ решил сократить возможности для игры против рубля.
Заявление регулятора явно не случайно последовало именно в момент очередного ослабления рубля. Когда национальная валюта начала терять позиции на фоне ожидания второй волны коронавируса с соответствующим замедлением мировой экономики и падением спроса на нефть, а также накатывающихся волн геополитической напряженности. Самая новая из них — азербайджано-армянские военные действия в Карабахе. Рынок увидел в войне новые риски в зоне геополитической ответственности России, что обесценило рубль. Сохраняются и ожидания новых порций антироссийских санкций из-за отравления Алексея Навального и поддержки Москвой Александра Лукашенко, которого германский канцлер Ангела Меркель уже публично признала нелегитимным президентом Белоруссии.
В операции по спасению рубля ЦБ действует не один. Свои ресурсы мобилизует и правительство. Стало известно о его директиве, направленной крупнейшим госкомпаниям. Смысл директивы: сократить валютные резервы, то есть вывести часть валюты на рынок, что должно поддержать рубль. В принципе эта мера направлена на ограничение валютных средств, которые госкомпании как экспортеры оставляют за рубежом. Сами компании, естественно, не горят желанием продавать валюту. Здесь важна историческая параллель: подобная акция уже проводилась правительством в декабре 2014 года. Именно тогда — 16 декабря 2014 года — доллар перевалил за 80, а евро — за 100 рублей из-за падения цен на нефть и ожиданий антироссийских санкций из-за событий на Украине.
Меры ЦБ и правительства, таким образом, свидетельствуют: ситуация на валютном рынке рассматривается как критическая. Но при этом противодействие падению рубля может оказаться недостаточным. Любопытно, что уже раздается критика, в частности, решения ЦБ. Аналитик Наталия Орлова из Альфа-Банка, например, считает его несвоевременным. Эту критику можно понять так, что ЦБ поторопился. Худшие времена для рубля еще впереди, и «патроны» следует поберечь.
В пользу такого подхода говорит, например, фактор президентских выборов в США. Если в ноябре победу одержит демократ Джо Байден, следует ждать значительного ужесточения антироссийских санкций. Тогда рубль окажется в куда более плачевном состоянии. А средств его поддержки остается минимум: у ЦБ — прямые валютные интервенции, у Минфина — продажа валютных резервов. Но их использование больше похоже не на спасение рубля, а на последнюю ставку отчаявшегося игрока. Так что, несмотря на рост активности на валютном рынке и правительства, и ЦБ, перспективы рубля светлее не становятся.