Минфин, похоже, и не задумывается об использовании других инструментов — средств ФНБ, изменения бюджетного правила, займов и сокращения расходов, — ограничиваясь повышением налогов и ослаблением нацвалюты.
Отмечу, что НДД в своё время принимался после детальных расчетов и десятилетнего обсуждения, а его параметры стали результатом сложного компромисса между участниками рынка.
Существовала договоренность, что в отношении тех же «пилотных» проектов эксперимент с НДД будет длиться как минимум пять лет, и только после этого периода будет принято решение о его дальнейшей судьбе и возможном более широком применении.
А что же теперь произойдёт дальше?
А дальше ожидаемое резкое снижение эффективности проектов, реализуемых под соглашение, что может привести к пересмотру производственных программ.
Снижение добычи нефти, как уже подсчитали специалисты, за период с 2021 по 2030 год составит порядка 270 млн тонн, но не это самое страшное. Произойдёт и неизбежное сокращение инвестиций, как полагают, объёмом в 2,3 трлн рублей, а бюджетные потери составят, ни много, ни мало — 2 трлн рублей.
Мультипликативный же эффект, том числе на другие отрасли экономики может стать долговременным и составить порядка 13 трлн рублей, что повлечёт за собой сокращение рабочих мест в нефтяных городах и их постепенную деградацию, если не предпринять никаких усилий.
Просто напомню, что введение НДД имело бы положительный бюджетный эффект в размере 180 млрд рублей.
Помимо этого, Минфин тут ещё и озаботился отменой льготного режима налогообложения для выработанных месторождений, что может привести к преждевременной остановке работы многих добычных проектов и, понятно, что уже вложенные инвестиции не достигнут планового эффекта с неизбежными здесь финансовыми потерями для всех субъектов ТЭК, в том числе и для бюджета.
Предложенная также Минфином отмена льгот по экспортной пошлине на длительный период ухудшает экономику многих месторождений и, по информации экспертов, опять же приведет к пересмотру уже утверждённых инвестиционных программ и существенному сокращению добычи. Тут речь идет о проектах «Газпромнефти» (Восточно-Мессояхское, Новопортовское месторождения), «Роснефти» (Среднеботуобинское), Иркутской нефтяной компании (Ичединское, Марковское) и «Лукойла» (им. Корчагина).
При нынешнем ещё налоговом режиме доля рентабельных запасов крупнейших компаний отрасли не превышает максимум 30–40% (от технологически извлекаемых), так что любое ухудшение так называемых фискальных условий приводит к их дальнейшему снижению. А сокращение добычи нефти приведёт к масштабным последствиям. В частности, к снижению доли России в мировой нефтянке. В пользу США и Саудовской Аравии, у которых с фискальным режимом, кстати, «всё в порядке».
Эксперты полагают , что инициативы Минфина, значимые для отрасли, могли приниматься в авральном порядке, без должного просчёта ситуации и последствий. Отмечают даже, что некоторые профильные ведомства вообще не были поставлены в известность до внесения законопроекта в нижнюю палату.
В нашем случае как бы с водой ребёнка не выплеснуть?