Кредитные каникулы были одной из антикризисных мер, предложенных правительством и Центробанком. Они действовали полгода – с апреля по сентябрь включительно. Право на отсрочку могли получить граждане и индивидуальные предприниматели, а также малый и средний бизнес, чьи ежемесячные доходы из-за коронавируса упали более чем на 30%. Но это не единственное условие: у кредитных каникул были жесткие требования по лимитам. Например, автокредит не должен превышать 600 тыс рублей, а потребкредит – 250 тыс рублей. То есть каникулы были доступны заемщикам с относительно небольшими долгами, а задолжавшим реально неподъемные суммы – никак не помогали.
Тем, кто не проходил по сумме кредита или не мог подтвердить потерю дохода, банки предлагали собственные программы реструктуризации. Как правило, они оказывались не выгодны заемщикам и приводили лишь к увеличению срока кредита и большей переплате. О том, что 85% граждан не смогли воспользоваться государственными кредитными каникулами, говорил, в частности, сенатор Владимир Кравченко: он указывал, что вместо каникул банки предлагали условия, которые «ухудшают кредитную историю».
В итоге с марта по сентябрь кредитными каникулами воспользовались 160 тыс россиян с общей суммой кредита в 79 млрд рублей. Всего банки получили 385 тыс требований о предоставлении обещанной государством отсрочки. Следовательно, большей половине обратившихся они отказали. В то же время было реструктурировано более 1,5 млн кредитов.
Продление кредитных каникул имеет смысл только в случае второй волны пандемии, повторения ограничительных мер и нового всплеска безработицы, убежден инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. «Пока карантин объявлять не собираются, а значит, продление каникул будет только оттягивать решение проблем заемщиков во времени, но не решать их», - отметил эксперт.
Однако ни каникулы, ни реструктуризация не предотвратили заметный рост просрочек по кредитам. Центробанк подсчитал, что по состоянию на сентябрь 2020 года россияне просрочили кредиты на 1 трлн рублей. Любопытно, что до просрочек заемщиков доводили сами банки. В соцсетях и на форумах клиенты жаловались, что отправляли в банки документы на отсрочку, получали от менеджеров подтверждение, а потом узнавали о наличии просроченной задолженности.
«Один триллион рублей – это внушительная сумма просрочек, хотя и не катастрофическая. Учитывая общую сложившуюся экономическую ситуацию, она могла быть гораздо выше. Хотя банки и другие участники финансового рынка и обеспокоены таким объемом просрочек, - подчеркивает директор саморегулируемой организации «Микрофинансирование и развитие» Елена Стратьева. - При этом и сами банки, и коллекторское сообщество отмечают высокий уровень контактности ушедших в просрочку должников».
По словам эксперта, доля так называемых «принципиальных отказов» гасить долг в настоящее время находится на минимальном уровне, а девять из десяти попавших в просрочку клиентов ссылаются на объективные финансовые трудности и собираются возобновить платежи, как только восстановится платежеспособность. «Все это косвенно указывает на то, что причина роста объема просрочки лежит в области макроэкономических процессов, сопровождающих коронакризис», - делает вывод собеседница «МК».
Читайте также: "План отмены накопительных пенсий попахивает аферой"