Перед нами тот случай, когда президент поручил, правительство написало, а депутаты и сенаторы будут принимать закон, касающийся в первую очередь их самих. Их, принимающих решения - и ещё несколько сотен тысяч граждан РФ. Менее одного процента работающих имеют такие доходы, если верить министру финансов Антону Силуанову.
Посмотрим ежегодные декларации, которые подают высшие должностные лица страны. В опубликованном, усеченном варианте они не говорят, из чего складывается сумма денежных доходов. Мы не знаем, есть ли у их подавших право на налоговые вычеты, получали ли они пенсии и другие не облагаемые налогами доходы. Но кое-какие выводы сделать можно.
На сайте Госдумы можно найти декларации 443 депутатов. 427 из них, то есть около 96%, в 2019 году получили больше 5 млн. рублей (некоторые - в разы, десятки и сотни раз больше) - значит, плюс 2% с части доходов большинству из них платить пришлось бы, будь обсуждаемый законопроект принят раньше. Тех, кто указал сумму от 5 до 6 млн. рублей - больше 51%: они заявили зарплату или зарплату и ещё немного.
На сайте Совета Федерации в 166 из 178 размещенных деклараций сенаторов за 2019 год указан доход свыше 5 млн. рублей. Это 93,3% от общего числа.
Из 31 члена правительства в 2019 году доход больше 5 млн. рублей имели 28, то есть 90,3%. Правительство сменилось в январе 2020 года, и некоторые новые министры пришли с не очень, по меркам власти, хлебных мест: если бы повышенный НДФЛ действовал в прошлом году, его не платили бы министр просвещения Сергей Кравцов, министр спорта Олег Матыцин и министр здравоохранения Михаил Мурашко.
Так как зарплаты депутатов, сенаторов и министров не сокращались, а в нынешнем году по указу президента индексируются на 3%, эта категория граждан в своей массе ниже 5 млн. рублей годового дохода не опустится. Даже если с прочими доходами (иногда очень солидными) вдруг почему-то будет беда.
И президент Путин (9,7 млн. рублей денежного дохода за 2019 год) наверняка в 2021-м году не обеднеет, и должен будет отстегнуть плюс 2% подоходного налога с суммы, превышающей 5 млн. рублей.
Плюс 2% подоходного налога на часть дохода - это плюс 2 рубля с каждых 100 рублей.
«Власть услышала запрос народа на социальную справедливость, ставший особенно актуальным во время кризиса»,- примерно так оценили многие эксперты идею поднять подоходный налог на доходы сверх 5 млн. в год. Богатые, мол, пусть платят больше. Тем более что полученные за счет этого средства (60 млрд. в 2021 году, 64 млрд. в 2022 году и 68,5 млрд. в 2023 году, по расчетам Минфина) обещано потратить на богоугодные дела - «на создание дополнительного источника финансовых средств на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями», говорится в пояснительной записке к законопроекту. Деньги могут тратиться и на «приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации», и на (при необходимости) лечение за рубежом - уточняется в материалах, подготовленных Минфином к заседанию правительства. В проекте бюджета всё это уже учтено, говорится в финансово-экономическом обосновании…
Ладно, будем считать, что наш запрос на социальную справедливость услышан. Но чувство глубокого удовлетворения почему-то всё равно не приходит.
Дело в том, что как раз в эти дни Росстат обнародовал данные об официальном уровне бедности во втором квартале 2020 года: 19,9 млн. человек с доходами ниже прожиточного минимума. Да, мы сидели в самоизоляции, многие не работали, многим не платили или платили копейки… Но и до самоизоляции число бедных было не сильно меньше: 18,6 млн. человек.
А прожиточный минимум трудоспособного россиянина в денежном выражении равен минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). 12130 рублей в месяц. Чтобы заработать 5 млн. рублей, россиянину с такой зарплатой потребуется 34 с лишним года. Но за работу закон позволяет платить и меньше МРОТ, если рабочий день или неделя не полные, или гражданин оформлен на половину ставки. Причем с таких заработков берется подоходный налог 13%. Заплатив его, не бедный с точки зрения государства гражданин с начисленной зарплатой не ниже прожиточного минимума, даже по нашим меркам, позорным для страны, которая хвастается величием и самым лучшим в мире оружием, проваливается в бедность.
Реформа системы оплаты труда, которая привела бы её в состояние, отвечающее тому самому запросу на социальную справедливость, за последние 20 лет так и не была проведена. И не предлагается. Пропасть между «золотыми» сотнями тысяч и многими миллионами работающих бедных и нищих продолжает углубляться.И плюс 2% с части доходов богатых ничего здесь не изменят.