- Как известно, по дну Балтийского моря осталось проложить 100 км труб. Существуют ли у России технические ресурсы для строительства последнего участка газопровода СП-2?
Гривач: В настоящее время происходит мобилизация технических и технологических ресурсов для завершения строительства газопровода. Существует определенный график проведения работ, который в связи с дополнительными обстоятельствами, в том числе, с внешними ограничениями, приходится все время перекраивать. Тем не менее, в первую очередь, технические детали говорят о том, что укладка последнего участка газопровода может начаться в самые оперативные сроки.
Юшков: Строительные подрядчики газопровода обладают большинством необходимых технических ресурсов для завершения создания газопровода. В первую очередь, это трубоукладчик «Академик Черский» и баржа «Фортуна». Если бы таких ресурсов не было, то «Газпром» не стал бы подавать заявку датским регуляторам, чтобы они разрешили использовать все запланированные суда. Например, «Фортуну», к которой ранее предъявлялись определенные претензии.
- Но ведь ранее говорилось, что арендаторы «Фортуны» не собираются задействовать это судно в проекте СП-2?
Юшков: Во-первых, информация об отказе арендаторов «Фортуны» в достройке СП-2 возникла лишь один раз в средствах массовой информации. Во-вторых, даже в этом сообщении говорилось, что, хотя арендаторы «Фортуны» и собираются проводить строительные работы на морских участках, но исключают из своего списка контракты на достройку именно СП-2. Они заявляли, что не собираются участвовать в проекте, как компания, но не утверждали, что это судно не будет задействовано в строительстве газопровода. Поэтому нельзя исключать, что «Фортуну» на время может арендовать совершенно другая, неизвестная фирма, которая и будет ее использовать на работах по СП-2. Можно предположить, что ответственность за работу «Фортуны», как «Академика Черского», переведенных ранее в собственность никому не известным фирмам, будет возложена на структуры, санкции к которым безапелляционно и оперативно предъявить зарубежным недоброжелателям окажется крайне затруднительно. Другими словами, «Газпром» старается перевести все суда, необходимые для реализации СП-2, в контролируемые, но не «жалкие» для попадания под западные санкции компании.
- Сколько всего кораблей задействовано в проекте?
Гривач: Точного ответа я не дам: там участвует множество морской строительной техники. В том числе, исследовательские суда и корабли, задачей которых является мониторинг ситуации. Только непосредственно трубоукладкой занималось не менее трех судов. Ту же баржу «Фортуна» планировали использовать в нескольких ипостасях. Еще одно судно «Иван Сидоренко», которое может быть подключено к реализации проекта, грубо говоря, будет подносить патроны. Это судно предназначено для снабжения расходными технологическими материалами: трубами, цементом, различными растворами и запчастями, топливом, продуктами и водой. Его можно будет использовать и в аварийных ситуациях, случись что: для оказания помощи и размещения спасенных людей. «Иван Сидоренко» также приспособлен для участия тушения пожаров как на судах, так и на береговых сооружениях.
- Какие же именно будут использоваться эти суда на достройку трубопровода?
Юшков: Ранее «Фортуна» работала на мелководных участках российского моря, а «Черский» был задействован на глубоководной акватории, в частности, на Сахалине. Поэтому будет целесообразней использовать «Фортуну» в спайке с «Академиком», который способен укладывать трубы с большим диаметром. Предполагается, что «Фортуна» будет сваривать трубы в нитку, а «Черский» укладывать созданную конструкцию по дну акватории.
Что касается «Ивана Сидоренко», то с этим судном далеко не все понятно. Сначала этот корабль дошел до немецкого порта Мукран, который является одним из главных логистических терминалов СП-2, где хранятся изготовленные в Германии трубы для этого газопровода, а потом развернулся и направил курс на Калининград. Непонятно, по каким причинам или обстоятельствам был выбран такой маневр. Поэтому, пока не ясно, будет ли в принципе участвовать «Иван Сидоренко» в достройке трубопровода.
- Давайте заглянем вперед. Когда труба выйдет на немецкий берег, сколько времени будет потрачено на подключение к сухопутной части газопровода?
Гривач: Дело в том, что сухопутная часть трубопровода, которая должна встретить СП-2 на берегу Германии, уже построена. То есть, уже существует необходимая инфраструктура. Осталось достроить только «датский» участок маршрута и подключить его к существующим транспортным сетям.
Юшков: Формально, все будет зависеть от того, когда будет достроен датский участок трубы. Ближе к зиме в Балтийском море, через которое пролегает газопровод, значительно снизится температура и начнутся шторма. Тем более, что, если сейчас скорость укладки трубы у «Академика Черского» и «Фортуны» в среднем составляет 1-2 км в сутки, то при дополнительных негативных обстоятельствах на оставшиеся 130 км по обеим ниткам им придется потратить не менее четырех месяцев. Поэтому прогнозы главы «Газпрома» Алексея Миллера о возможности достройки газопровода до конца декабря, и его запуске в I квартале будущего года, кажутся избыточно оптимистическими. Эти сроки уже срываются. Даже если прямо сейчас начнут строительство оставшегося участка, то до апреля 2021 года сдать газопровод в эксплуатацию вряд ли получится».
- Когда же первый газ пойдет по трубе после выполнения всех строительных работ?
Гривач: Это зависит от времени, которое будет потрачено на пусконаладочные работы, и других технологические операции, а также на согласование нормативных документов по их реализации. После достройки морского участка трубы, на подобные процедуры уйдет еще как минимум несколько месяцев.
- А трубы, которые уже проложены через акваторию Балтийского моря, за время их бездействия могут потерять свои эксплуатационные характеристики?
Юшков: Все морские трубопроводные участки забетонированы. То есть, они проходят не по дну моря, а в бетонных кожухах. Первый газопровод «Северный поток» был построен более десяти лет назад, но признаков внешней коррозии у него не наблюдается. Можно предположить, что в отношении СП-2 такие проблемы также будут сведены к нулю. Главное — соединить российский участок трубы с немецкой инфраструктурой. Но последний шаг в этой задаче в силу складывающихся геополитических обстоятельств становится сделать все труднее.