Как «МК» прогнозировал еще в начале весны, пандемия коронавируса и последовавший за ней карантин отразится и на сельском хозяйстве. Во многих регионах посевную кампанию начали с задержкой. В результате не все сельхозкультуры прошли необходимый вегетативный период.
«Подкачала» и погода: Сибирь и Урал в буквальном смысле засушило, а Подмосковье и более северные к нему регионы затопили дожди и наводнения.
Эксперты дружно отмечают, что, собственно, на изобилии торговых прилавков недобор урожая не отразится, дефицита не будет. Но вот цены на некоторые продукты будет лихорадить. Не по дням, а по часам растет стоимость лососевых - путина на Дальнем Востоке не задалась.
Ну, да ладно, красная рыба и икра — это к Новому году. Чаще при нашем достатке не получается. Удивляет гречка — она в России уже давно считается как бы вторым хлебом, наравне с картофелем. Если в дальнем чулане не стоит мешок гречки, многие домохозяйки, особенно их бабушки, чувствуют себя не очень уютно. Ведь она на все случаи жизни, к тому же считается еще и диетической..
Однако еще год назад тонна гречихи в оптовом секторе стоила 28,2 тыс. рублей, а на нынешней неделе подскочила аж до... 50,31 тыс. рублей. Все это означает, что в рознице, на прилавке, она подрастет процентов на 30.
Опять ошалело бежать в магазин и скупать, пока не подорожало?
Об этом мы спросили кандидата экономических наук, доцента Тимирязевской сельхозакадемии Игоря Абакумова:
- Все эти ценовые колебания вполне ожидаемые, - рассказывает он.- Большей частью они свидетельствуют не о низком сборе определенных сельхозкультур, а об отсутствии государственного планирования сельхозрынка. Прогнозы если и делаются, то пост-фактум, а уж опережающих прогнозов на будущий сезон, как таковых, совсем нет.
Вот получили ситуацию с гречкой. Если ее сеют мало, то цены взлетают, на следующий год все кидаются сеять гречку — цены падают. Так и шарахаемся из стороны в сторону. В нынешнюю посевную под гречиху были отведены самые маленькие за последние 17 лет площади: 730 тысяч гектар против 807 тыс. в 2019 году.. Потом была весенняя засуха, многие погибшие сельхозкультуры пересевали, восстанавливали. Гречиху не пересевали.
- Но ФАС намерен возбудить дело по картельному сговору. Значит, нынешний заоблачный скачок оптовых цен, все-таки искусственный?
- В отсутствии прогнозирования рынка, ФАС вправе делать все, что угодно. Нет никакого сговора, а есть недостаточные посевные площади этой культуры.
- Но нам-то что делать? Платить из собственного кармана за то, что нет планирования? Или бежать в магазины и опять делать запасы на зиму?
- Бежать никуда не надо, это только подстегнет рост цен. Гречка с прилавков не исчезнет, просто подорожает. Нам ведь не привыкать.
- Что еще может подорожать нынешней осенью?
- Практически все. По той причине, что мы упустили влияние коронавируса на экономику. Закрыли рынки, ярмарки выходного дня, сеть «Хореку», объединяющую кофейни, питание в ресторанах, кафе, отелях. До пандемии она потребляла до 30 % муки, молока, сахара, подсолнечного масла. Но если нет сбыта продукции, то зачем ее вообще производить?
- Но у нас остается надежный сельский тыл — Белоруссия. Она нам подкинет картошки, молокопродуктов?
- На это надеяться особенно не приходится. Конечно, белорусские аграрии не бастуют и не митингуют. Но нужно учитывать, что большой объем сельской продукции — мяса, молока, фруктов — реэкспортом шел через Белоруссию из Польши и стран Прибалтики. Думаю, транзит этих товаров, учитывая обострившиеся отношения, теперь резко сократится.