Трансферт из федеральной казны Пенсионному фонду в следующем году составит 3,53 трлн рублей и сформирует 38% всех доходов организации. Эти данные приводятся в проекте бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Интересно, что в июне сообщалось о необходимости выделить ведомству 4,12 трлн рублей (42,6% общих расходов). Но в итоге вопрос был решен иным образом: ситуацию спасло то, что у фонда обнаружились на счетах переходящие остатки средств, соответственно, сумму трансферта увеличивать не стали.
Свою роль сыграл и уточненный прогноз Минэкономразвития, согласно которому ВВП в текущем году упадет на 3,9% вместо ранее ожидавшихся 4,8%, а в 2021-м и вовсе покажет рост в 3,3%. Впрочем, все эти вещи не отменяют того обстоятельства, что дефицит бюджета ПФР достигнет через год 295 млрд рублей.
Проблема в том, что отечественная пенсионная система отличается крайней несбалансированностью и неповоротливостью. Во-первых, у нас по факту существует регрессивный механизм внесения взносов в ПФР, рассказывает член Совета конфедерации труда России Павел Кудюкин. По его словам, это значит, что россияне с высокими доходами платят в фонд пропорционально меньшие по размеру взносы, чем их менее состоятельные сограждане. Причем правительство сознательно поощряет эту практику, заботясь об интересах богатых. Во-вторых, как минимум треть трудоспособного населения в стране занята в теневом секторе и, соответственно, никаких отчислений в ПФР с них не идет.
«Выходит, что в результате так называемой пенсионной реформы 2019 года не была достигнута главная цель, которую ставили ее авторы — кардинальное решение вопроса с наполняемостью бюджета ПФР. А ведь ради этого в стране резко подняли пенсионный возраст, - говорит Кудюкин. - Значит, через какое-то время государство вновь может вернуться к теме повышения пенсионного возраста. Кроме того, положение людей ухудшилось: многие пожилые граждане лишились и гарантированного пособия, и здоровья. А работодателям они не нужны».
На финансирование Пенсионного фонда приходится 20% расходов госказны, и это, конечно, очень много, отмечает профессор Финансового университета при правительства РФ Алексей Зубец. По его словам, нынешний дефицит обусловлен, прежде всего, коронакризисом, падением реальных доходов и зарплат, и в итоге - снижением объема отчислений. Вместе с тем, есть указание президента Путина, согласно которому индексация пенсий должна опережать уровень инфляции (около 4%). Сегодня по факту происходит наращивание гособязательств. Нынешняя пенсионная реформа далека от завершения, но когда через несколько лет точка будет наконец поставлена, и выяснится, что бюджет ПФР по-прежнему дефицитен, придется опять повышать пенсионный возраст.
Пенсионная реформа провалилась: рост пенсий символический, система по-прежнему нуждается во внешней подпитке в виде бюджетных трансфертов, констатирует руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. На его взгляд, резко повысить доходы ПФР можно, выведя зарплаты из тени: в прошлом году объем таких выплат в конвертах составил около 13 трлн рублей. Но пока такой сценарий неосуществим.