Количество конкурентов СП-2, обещающих поставлять «голубое топливо» в Европу по альтернативным маршрутам, растет по мере приближения российского трубопровода к расчетной точке — побережью Германии, где он сможет присоединиться к европейской инфраструктуре и поставлять более 50 млрд кубометров газа в год. «Газпрому», которому для завершения строительства СП-2 осталось проложить всего 100 км подводного участка трубы, не стоит расслабляться. На днях заявила свое право на альтернативу Варшава, объявив, что странам Старого Света окажется гораздо выгодней променять закупку энергоресурсов из России на импорт углеводородов через трубопровод Baltic Pipe, который предполагает поставку топлива с норвежского шельфа через Данию в Польшу. Строительство этой ветки планируется завершить в 2022 году. По словам представителя польского правительства Петра Мюллера, его страна всегда готова предоставить собственную инфраструктуру для снижения зависимости европейских государств от засилья российского топлива на внутреннем энергетическом рынке.
Между тем, когда СП-2, который практически достроен (общие инвестиции, вложенные «Газпромом» и его европейскими компаньонами, оцениваются в $9-10 млрд), находился только в стадии разработки и проектного финансирования, конкуренцию новому российскому экспортному маршруту собирались оказать Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический газопроводы (TAP), обещавшие поставлять «голубое топливо» в Западную Европу из Ближнего Востока и прикаспийских регионов, в первую очередь, из Азербайджана.
Еще одним конкурентом поставкам топлива по новой российской трубе может стать экспорт СПГ, добываемый американскими компаниями и предприятиями Катара. Применение новых технологий по переработке сланцевого сырья позволяют местным производителям снижать его себестоимость, что может обеспечить ценовую конкуренцию российскому сырью.
«Очевидно, что в совокупности все эти проекты наступают на пятки СП-2, — отмечает Директор фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Тем не менее, российский газопровод обладает массой преимуществ перед своими конкурентами». В частности, энергоемкость Baltic Pipe, по предварительным данным, составляет всего 10 млрд кубометров в год, тогда как мощность трубы Nord Stream 2 более чем в пять раз выше.
То же можно сказать и о газопроводе TANAP, эксплуатационные параметры которого приводили в недоумение специалистов еще на стадии его проектирования магистрали. Эта «труба» действительно обладает схожим диаметром и рабочим давлением с СП-2, однако ее протяжность чуть ли не в полтора раза длиннее российского газопровода. Причем, стоимость укладки и наладки также составляет $9 млрд. «Несмотря на то, что единственная магистраль TANAP, скорее, относится к наземным газопроводам с постоянной температурой воздуха выше нуля, а залегание двух отдельных ниток Nord Stream осуществляется в студеном море, погонный метр азербайджанской трубы обошелся инвесторам на 30% дороже, нежели участникам балтийского проекта», — утверждает Пикин.
В свою очередь, альтернативные варианты поставок «голубого топлива» из США или из стран Ближнего Востока упираются в стоимость подобных операций. «При реализации каждой из этих схем стоимость топлива будет увеличиваться пропорционально расстоянию. Европейский покупатель окажется связан масштабными контрактами, поскольку краткосрочные поставки при такой сложности не заинтересуют продавцов», — отмечает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. Другими словами, если закупка газа по СП-2 по объемам и стоимости будет зафиксирована в долгосрочных контрактах, то приобретение топлива у американских или ближневосточных конкурентов окажется зависимой от реальных биржевых цен, которые могут свести рентабельность подобных схем к отрицательным значениям.
Впрочем, при всех своих преимуществах участникам проекта СП-2 не стоит терять бдительности. «Германия, компании которой являются главными партнерами России по строительству газопровода, в последнее время подвергаются все большему давлению со стороны Вашингтона, обещающего наложить экономические санкции на союзников «Газпрома», — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — В отношении СП-2 могут быть введены требования Третьего эноргопакета ЕС, вынуждающего монопольных поставщиков топлива на рынок Старого Света поделиться своими трубопроводными мощностями с третьими странами. Новый российский газопровод ориентирован на российские месторождения, поэтому его подключение к альтернативным источникам практически невозможно. В связи с этим, даже после преодоления всех геополитических препон и ввода в эксплуатацию, загрузка СП-2 может составить не более половины от проектной мощности».