Алкогольная индустрия, по оценкам аналитической компании Nielsen, занимает пятую часть рынка товаров повседневного спроса в России. При этом пивной рынок в 2019 году вырос — второй год подряд. Но сейчас даже сами крупные пивовары стали признавать, что на рынке пива не все так хорошо и очень много контрафактной и нелегальной продукции, рассказал RT руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. «По нашим оценкам, до половины продукции находится в теневом обороте», — пояснил эксперт.
По данным Росалкогольрегулирования, в 2019 году из 1295,2 тысячи проверенных декалитров алкоголя, почти 40% признаны нелегальными. Главные источники проблем - «малые» производства и «третья смена» крупных производителей. Малых пивоварен в России 1100, их количество растет. Сколько они выпускают продукции, сказать невозможно, так как они работают вне системы любого контроля. Что касается средних и крупных производителей, то оборот их продукции выражен неучтенным производством, когда от легального производителя на рынок поступает продукции больше, чем было заявлено в официальных отчетах. Учитывая общие объемы производства крупных компаний – их незаконная продукция составляет значительную часть того, что продают покупателям.
Объем нелегального пивного рынка оценивается в 12%, а потери бюджетов от неуплаченных налогов – до 22 миллиардов рублей в год, сообщили в Минпромторге.
Маркировка пива уже введена в Бразилии, Турции, Малайзии и других странах. Международный опыт показывает, что поступления в бюджет от легализации этого рынка в среднем увеличиваются на 15-20%. В Минпромторге отметили, какой положительный эффект даст полное «обеление» рынка для легальных производителей — их прибыль вырастет на 2,5-3 миллиарда рублей в год, будет создано до 1,7 тысячи новых рабочих мест.
Маркировка внедряется без роста цен для покупателей, ни в одной из категорий товаров цены в России из-за маркировки не выросли. Это объяснимо - добросовестные компании получают дополнительные прибыли после исчезновения их «серых» конкурентов, а само внедрение системы не требует серьезных затрат.
Премьер Михаил Мишустин и глава Минпромторга отметили положительное влияние маркировки на рынки табачных, меховых изделий и обуви. До введения маркировки рынок меховых изделий оценивался в 6 миллиардов рублей, а сейчас — в 60 миллиардов рублей, а введение маркировки на рынке обуви показало, что экспертная оценка в 400 миллионов пар занижена — с начала года в оборот поступило 1,3 миллиарда пар обуви. Министр торговли также сообщил, что за первые семь месяцев 2020 года удалось увеличить на 54 миллиарда рублей поступление в казну от табачных акцизных сборов, а в отрасли появилось 10 новых производителей.
Некоторые пивовары идею маркировки не поддержали, заявив, что в их отрасли нет проблем с нелегальной продукцией. В отличие от них, эксперты, как и власти, маркировку пива и алкогольной продукции считают необходимой. Среди главных аргументов — борьба с нелегальным оборотом, сохранение здоровья россиян, которых губит «паленка», и, конечно же, сокращение коррупционных схем. Ведь если нелегальное пиво производят, развозят, продают сотнями тысяч литров и этого ни на каком этапе никто не «замечает» — возникают вопросы. По мнению главы «Трезвой России» Султана Хамзаева, маркировка может выправить ситуацию на алкогольном рынке, где, по экспертным оценкам, 50-60 процентов продукции — контрафакт.