Санкции во время чумы: зачем США создают дополнительные проблемы мировой экономике

Ограничения направлены против сильнейших конкурентов

В МИД допустили новые санкции Америки против России из-за ситуации с Алексеем Навальным. «Санкции стали доминирующим инструментом внешней политики США», - говорит замминистра иностранных дел Сергей Рябков. Действительно, ограничения в отношении других стран со стороны американского правительства давно перестали быть мерой поддержания мирового порядка. Западных акул мотивируют только геополитические амбиции и желание выдавить конкурентов с мировых рынков. Например, с 2018 года под санкциями находится российский автоконцерн ГАЗ – одно из системообразующих предприятий России. Из-за ограничений группа несет финансовые убытки, теряет поставщиков и покупателей. А ведь на автомобильном заводе и смежных предприятиях работают тысячи сотрудников. В конченом счете именно они и их семьи становятся жертвами санкционных игр.

Ограничения направлены против сильнейших конкурентов

Своих не бросаем

Автоконцернов много по всему миру. Много их и в Америке. Взять хотя бы Ford, который был одним из автомобилестроительных предприятий в мире. Видимо, сейчас американцам трудно смириться с мыслью, что они – не главные поставщики доступных и качественных машин. Поэтому в ход идут инструменты нечестной борьбы, причем это касается всех рынков, начиная от финансового и заканчивая IT. Но, как известно, когда «лес рубят – щепки летят». В итоге страдают простые работяги на предприятиях, которые попали под санкции. Впрочем, американских «решал» большого бизнеса это не волнует. Когда дело касается миллиардов, судьбы людей не стоят для них ничего. Пример – город-банкрот Детройт с его опустевшими заводами и брошенными зданиями. Власти и бизнесмены не помогли предприятиям выбраться из кризиса, бросив на произвол судьбы сотни тысяч жителей.

Владелец «Группы ГАЗ» – Олег Дерипаска не только не бросил, но и продолжает вкладывать миллиарды в модернизацию производства предприятия, которому все тяжелее работать в условиях санкций.

А ведь ГАЗ уже переживал период упадка (в 1990-е годы, когда вся промышленность страны разваливалась), но смог сегодня стать одним из мощнейших предприятий с покупателями по всему миру. Практически с нуля Горьковский автомобильный завод поднял Олег Дерипаска, ставший основным акционером в 2000 году. По воспоминаниям работников завода, до его прихода на складах находилось 2 тысячи некомплектных автомобилей, порядка 11 тысяч автомобилей находилось на складах дилеров, модельный ряд не пополнялся, качество сборки было крайне низким.

Эпоха перемен

С тех пор началась эра перемен ГАЗа. Изменения начались с пересмотра корпоративной культуры. В 2003 году сотрудникам предложили концепцию «бережливого производства». Олег Дерипаска позаимствовал эту философию на японском заводе Toyota, на котором изучал мировой опыт автомобилестроения. В ее основе лежит идея постоянных изменений: к лучшему, более простому, эффективному. В Японии такие изменения называют — кайдзен. Причем предложить идею кайдзена могут рядовые сотрудники, а не только менеджмент. Например, работник цеха придумал, как быстрее совместить отверстия на двух деталях. Его задумку возьмут на вооружение в других цехах, а работника поощрят. Когда на японскую мудрость наложилась русская смекалка, производственные успехи не заставили себя ждать – производительность труда выросла в 4 раза.

К 2005-му году на базе автозавода был создан холдинг «Группа ГАЗ», который объединил предприятия автомобильной промышленности – все они тогда находились в тяжелом экономическом состоянии.

В 2012 году «Группа ГАЗ» получила премию института Адама Смита в номинации «Достижение года» за рекордные показатели производительности труда. Вручая награду, американский аналитик, обозреватель The Economist и автор книг об автомобилестроении Грэм Мэкстон отметил: «Низкая производительность труда всегда была слабой стороной российской промышленности. «Группа ГАЗ» смогла решить эту проблему, внедрив систему бережливого производства и повысив производственную эффективность».

За несколько лет инвестиции (около 2 млрд долларов с 2000 года) в производственную систему, в развитие кадровых ресурсов, в модернизацию технологий превратили некогда убыточное предприятие в мощного промышленного гиганта. Довольна и вся страна: транспортная система обеспечена удобными, надежными, безопасными и экономичными грузовиками и автобусами, а также есть все предпосылки для того, чтобы выйти на новые экспортные рынки.

Машины нового поколения

Несмотря на искоренение прежних моделей управления, лучшее от советской эпохи промышленности на ГАЗе решили оставить. Автоконцерн продолжает развивать конструкторскую школу и собственные инженерные компетенции.

Инженерно-конструкторский центр группы занимается разработкой и модернизацией автомобилей на основе современной системы планирования и разработки продукта PPDS (Product planning and development system). Система позволяет организовать процесс таким образом, чтобы на каждом из этапов максимально учитывать запросы потребителей, требования по качеству и границы себестоимости.

Плодами работы конструкторов стало обновление модельного ряда легендарных ГАЗелей. С 2013 года «Группа ГАЗ» начала выпуск моделей нового поколения NEXT.

Производство автомобилей нового поколения на Горьковском автозаводе началось с выпуска легкого коммерческого автомобиля «ГАЗель NEXT», с бортовой модели со стандартным и удлиненным вариантами платформ. На основе базовой модели создана полная линейка коммерческой техники, в том числе: грузопассажирские модификации с двухрядной кабиной, каркасные автобусы на 19 мест, цельнометаллические фургоны и микроавтобусы, а также более 300 модификаций спецтехники. Сейчас выпускается около 10 новых моделей в год. Обновление модельного ряда произошло во всех сегментах, в которых работает компания: легкие коммерческие автомобили, грузовики, автобусы. Созданы новые среднетоннажные грузовики «ГАЗон NEXT», «Садко NEXT», автобус «Вектор NEXT».

Кстати, «Группа ГАЗ» стала первой в России компанией, разработавшей автобусы, соответствующие экологическому стандарту Евро-5, газомоторный транспорт и электротранспорт.  Предприятие выпускает полную линейку автобусов и коммерческих автомобилей, работающих на метане.

Собственно, моторы тоже делают: для этого в 2013 году «Группа ГАЗ» построила завод в Ярославле. На нем выпускаются газовые и дизельные двигатели. Например, новое семейство двигателей ЯМЗ-530 создано в сотрудничестве с одной из ведущих мировых инжиниринговых компаний – AVL List (Австрия, Грац). Двигатели соответствуют экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5, при этом в конструкцию моторов заложена возможность достижения норм Евро-6. В разработку и организацию производства новой линейки моторов инвестировано свыше 11 млрд рублей.

С 2018 года группа ГАЗ начала серийное производство электробусов с ультрабыстрой зарядкой, которые сегодня работают на маршрутах Москвы. А на Зимней олимпиаде в Сочи и на Чемпионате мира по футболу спортсменов и зрителей тоже перевозили автобусы и микроавтобусы ГАЗа.

ГАЗель покоряет мир

Впрочем, и в других странах можно встретить автобусы ГАЗа. Несколько лет назад Олег Дерипаска принял решение о необходимости масштабного вывода продукции на международные рынки. Если в 2010 году ГАЗ поставлял технику в 13 стран мира и это были страны СНГ, то сегодня ГАЗ работает уже в 40 странах. Ключевые регионы развития - Азия, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка, Восточная Европа.

Машины на экспорт производятся с учетом технических требований различных рынков. У каждой экспортной модели свои особенности - для стран с жарким климатом, для высокогорья, для стран с экологическим стандартом Евро-6, для стран с левосторонним движением.

С 2013 года на ГАЗе была открыта новая страница, ознаменовавшая интеграцию в мировой автопром. На российском предприятии было организовано производства по выпуску автомобильной техники популярынх зарубежных брендов – Volkswagen, Skoda, Mercedes, Chevrolet. Сейчас продолжается выпуск автомобилей VW и Skoda. А вот проект по производство автомобилей Mercedes-Benz Sprinter был остановлен в прошлом году из-за санкций США. Приостановлены и проекты в сфере коммерческого транспорта, которые планировалось реализовать совместно с VW. При этом зарубежные партнеры не потеряли интерес к сотрудничеству с российской компанией. Это еще раз подтверждает тот факт, что санкции никому, кроме США, не нужны. Как сообщил Дерипаска в недавнем интервью, «точка в переговорах с VW  не поставлена». Но для этого, конечно, должны быть сняты санкции США с ГАЗа.

Россию постоянно пугают новыми санкциями со стороны Запада. Находятся новые поводы, сыплются новые обвинения. Бизнес адаптировался работать под «дамокловым мечом», но все понимают: развитие глобальной экономики американские санкции только тормозят. Их целесообразность окончательно теряется на фоне пандемии и коронакризиса: у мира и так полно проблем, а некоторые страны зачем-то создают дополнительные.

Фото: Михаил Сорокин

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру