Двухлетний мораторий на строительство газопровода СП-2 потребовал ввести один из лидеров правящего Христианско-демократического союза (ХДС) Германии Фридрих Мерц. «До сих пор я был за продолжение трубопровода, но после отравления Навального Европа должна немедленно отреагировать», — отметил политик.
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, с одной стороны, заявление Мерца можно расценивать как продолжение внутренней политической борьбы в Германии, поскольку он является прямым конкурентом Ангелы Меркель в борьбе за кресло канцлера. Вместе с тем сама Меркель, до сих пор считавшаяся главным союзником России по СП-2 и всего несколько дней назад категорически заявившая о необходимости завершения проекта, признала, что выводы относительно Навального, в организме которого якобы найдены следы отравления «Новичком», могут повлиять на позицию ФРГ относительно недостроенного трубопровода.
Российские власти не находят риска остановки СП-2. «Мы наблюдаем за этими заявлениями и пока фиксируем, что на каждое такое новое заявление появляются два заявления, говорящие об абсурдности таких предложений», — отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Между тем, как сообщает The New York Times, ситуация с Навальным привела к усилению политического давления на Меркель. В связи с этим ее взгляд относительно российского газопровода может измениться: немцы перейдут от угроз к делу и заморозят строительство трубы.
Впрочем, полная заморозка строительства СП-2 рискует привести к значительным финансовым потерям не только России, но и европейских участников проекта. Стоимость проекта трубопровода составляет около 10 млрд евро, из которых одна половина приходится на затраты «Газпрома», вторая — на европейских заказчиков. К нынешнему времени освоено примерно 90% суммы, поэтому полная остановка проекта приведет к потерям по 4,5 млрд евро для каждой из сторон.
«Стоит учесть, что российская компания также вкладывалась в создание газотранспортного коридора от Ямала до Балтийского моря, на который, по разным оценкам, ушло более $30 млрд, а европейские компании вкладывались только в строительство морского пути газопровода», — добавляет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Впрочем, по мнению эксперта, потраченные впустую инвестиции окажутся не самой главной потерей «Газпрома». Еще недавно монополия говорила, что объем поставляемого на экспорт газа будет составлять 200 млрд кубометров в год. Но в этом году «Газпром» может недосчитаться порядка 30% экспортных объемов, а его выручка в результате может сократиться на 60%.
Если строительство СП-2, по которому Россия планировала поставлять в Европу более 50 млрд сырья в год, не будет завершено, это означает для «Газпрома» потерю европейского рынка. Его долю заместят поставки СПГ из США и Катара. «Нельзя забывать, что Вашингтон обладает в Европе очень сильным лобби, которое воплощает в жизнь замыслы американских поставщиков газа. Уже сейчас наблюдается резкое снижение цен на сжиженное топливо, которое становится дешевле российского аналога. Европейцам становится выгоднее закупать американское сырье, невзирая на значительные транспортные издержки. Возникает опасность того, что даже если СП-2 будет достроен, то срок его окупаемости сдвинется с 8 до 30 лет»», — отмечает Деев.