Экономическая ситуация в стране, прямо скажем, неважная. Это вердикт Счетной палаты РФ. Доходы населения падают уже шесть лет, «масла в огонь» в обнищание россиян добавила и ситуация с коронавирусным карантином.
В общем, финансовой заботы «партии и правительства» ждут практически все слои населения. Но отечественные мужи почему-то начали проявлять такую заботу к государственным служащим.
По большому счету, 3 % - уровень прошлогодней инфляции, которую благополучно проиндексировали чиновникам. Зарплата у них от этого коэффициента (1,03) не больно-то и вырастит. Ведь реальная инфляция, как справедливо отмечают многие эксперты, значительно выше декларированной. Они же усматривают в финансовой подпитке госслужащих стремление добиться прежде всего их лояльности к органам власти.
То есть, речь идет не об экономических достижениях (какие уж сегодня достижения), которые обеспечивали в том числе и чиновники, а просто о преданности руководству. Никаких других способов стимулировать госслужащих в России не придумано. Ни одного нормативного акта о премировании за ударный, так сказать, труд нет и в помине.
Хотя такая связь напрашивается сама собой: установить некие прямые соотношения благополучия чиновников со средней зарплатой по стране, а для их «младших братьев» из регионов — со средней зарплатой в субъектах Федерации.
Что это за каста такая у нас особенная, государственные служащие, что именно им в первую очередь бросают «спасательный круг» из отощавшего бюджета?
Этот вопрос мы задали Павлу Кудюкину — профсоюзному деятелю, бывшему замминистра труда и занятости населения РФ.
— Государственные служащие — это люди, внесенные в реестр государственной службы. Реально, это работники государственных органов, но не все специалисты имеют статус госслужащего.
Губернаторы и министры не являются государственными служащими, они — лица, занимающие государственные должности.
— Губернаторам президент зарплату на 3 % не индексирует?
— Им зарплату президент вообще не устанавливает, это прерогатива региональных органов власти — законодательных собраний субъектов Федерации. Которые принимают решения об уровне денежного вознаграждения губернатора.
— Как бы то ни было, но президент объявил о повышении зарплат именно государственным чиновникам. Пускай на 3 %, на уровень инфляции. А где в этом списке бюджетники: учителя, врачи, библиотекари?..
— Размер уровня зарплаты бюджетной организации определяет не президент страны, а работодатели, руководители учреждений. Ректоры вузов, главврачи больниц и поликлиник, директора школ. В первую очередь возможность повысить зарплату сотрудникам зависит от бюджетного финансирования. Допустим, если брать образование, то, как правило, средства предусматриваются в размере норматива подушевого финансирования: сколько на каждого обучающегося выделяется средств. Есть рекомендованные пропорции.
Однако в регионах эти нормативы давно не пересматривались.
— Получается, что бюджетникам могут не проиндексировать падение доходов из-за инфляции?
— Разумеется, реализация нормы по индексации — это большая проблема. Формально в Трудовом кодексе РФ такая норма заложена, статья 133-я. А механизм выплат не прописан и многие работодатели не воспринимают ее, как обязательную.
— Я думал, что все бюджетники хоть свои 3 %, но получают...
— Не факт.
— Но почему к уровню экономического развития региона не привязать кипучую деятельность чиновников? Как в других странах. Тогда бы все работали на конечный результат, на процветание. А сегодня получается все просто. Президент подписал указ — жалование выросло. Хотя вокруг трава не расти...
— К сожалению, у нас это никак не привязано. Идут попытки, на мой взгляд, весьма неудачные, привязать оплату труда бюджетников — образование, наука, здравоохранение — к средней зарплате в регионах. Это по Майским указам президента 2012 года. Но воплощается все это очень кривым образом.
Попыток сделать что-то подобное с чиновниками не предпринимались. А было бы интересно и справедливо. Установить ее, допустим, не больше, чем средняя зарплата учителя в данном регионе.