«В турагентствах практически остановились продажи туров в глубину. Бронирования на зиму идут весьма вяло, максимальная глубина продаж — месяц. Туристы опасаются, что в России может быть повторно введен карантин с 20 сентября, и они потеряют деньги», — считают в АТОР.
Понятно, что заявлениями типа «введение ограничений с 20 сентября — это стопроцентный фейк» игроки рынка пытаются успокоить потребителей: бизнес нужно как-то возрождать, а без роста туристического спроса это невозможно. Но в настоящее время планировать что-либо на длительный период действительно очень рискованно — по этой причине путешественники не спешат покупать туры на будущее.
«Во-первых, в экономике, в доходах действует общая ситуация нестабильности, что заставляет людей больше экономить, меньше тратить (даже если средства на туристические поездки есть). Во-вторых, россияне находятся под постоянной угрозой второй волны пандемии», — рассказывает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Страхи потенциальных туристов можно понять. Корреспондент «МК» на личном опыте испытала все сложности, с которыми сталкиваются путешественники, чьи туры не позволила реализовать пандемия. Автор этих строк в начале 2020 года купила тур в Грецию, на остров Крит. Поездка должна была состояться 7 мая. Из-за распространения коронавируса и закрытия границ было принято решение остаться в России. Туроператор, в свою очередь, отказал мне в полном возврате средств. Все, что предложила компания, — гарантийное письмо, подтверждающее, что деньги клиента находятся на депозите, на который можно приобрести новый тур. После того как стало понятно, что границы между Россией и европейскими странами власти открывать не собираются, тур был перенесен на середину сентября. Вместо Греции пришлось остановить свой выбор на Турции, авиасообщение с которой пока еще действует. Деньги, как несложно догадаться, туроператор возвращать отказался.
Между тем, по данным Российского союза туриндустрии, объем не исполненных из-за пандемии обязательств перед туристами колеблется в зависимости от масштаба бизнеса — от 40 млн у небольших компаний до десятков миллиардов рублей у крупнейших туроператоров, работающих на массовых направлениях.
«Ваучеры на авиабилеты и депозиты на туры сохранятся, но будет ли от них какой-то толк через несколько лет при постоянно растущих ценах на авиаперевозки — тоже вопрос, на который отвечать придется каждому покупателю по отдельности», — подчеркивает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.
Если говорить о покупке туров впрок, то сейчас такое удовольствие не могут себе позволить большинство граждан. Во-первых, ситуация с доходами населения, по прогнозам аналитиков, не улучшится раньше 2022-го. Во-вторых, нет точного понимания по открытию границ и дальнейшему развитию пандемии.
Купить сейчас тур «на будущее», то есть на перспективу шести месяцев, — значит «заморозить» деньги и сделать ставку на совершенно непредсказуемый результат, полагает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. «При этом не факт, что будет какой-то выигрыш в цене, — отмечает она. — Туристический сектор сейчас еле дышит, какие-то определенные прогнозы тут делать очень сложно, а потому у потребителя велик шанс оказаться и без финансов, и без отпуска».