«Пиковый месяц летних перевозок – август, – рассказывает «МК» председатель Московского общественного объединения «Союз пассажиров» Кирилл Янков. – Сейчас темпы загрузки высокие: люди совершают отложенные поездки, едут в отпуск. Создается впечатление, что граждане больше опасаются пользоваться воздушным транспортом, и на то есть рациональные причины: в самолетах меньше места между креслами и соблюдать социальную дистанцию очень сложно. Пассажиры в поездах размещаются гораздо свободнее, даже если говорить о вагонах с местами для сидения».
Летом особым спросом пользуются южные направления: Сочи, Анапа, Новороссийск. По этой причине увеличилась периодичность курсирования ряда поездов и были открыты новые маршруты.
Так, с 1 августа «Ласточки» начали перевозить пассажиров из Анапы в Адлер, с 15 августа по Черноморскому побережью стал ходить туристический поезд Туапсе – Сочи – Гагра. А 21 августа отправился в первый рейс скоростной поезд «Стриж» между Санкт-Петербургом и Самарой.
Мест хватит на всех
К слову, обновляются и сами вагоны. В этом году на маршруты вышло 187 новых составов дальнего следования с системами обеззараживания воздуха, 37 из них – двухэтажные. Они курсируют на направлении Санкт-Петербург – Москва.
«Пандемия коронавируса не повлияла на темпы обновления подвижного состава, – говорит Кирилл Янков. – У РЖД есть долгосрочные контракты на поставки поездов, и все проходит в штатном режиме. Сколько в 2020-м планируется закупить, столько и закупят», – подчеркивает он.
Если говорить о двухэтажных поездах, то они, по мнению эксперта, хороши на направлениях, популярных круглый год.
«Билеты в купейный двухэтажный вагон стоят дешевле, чем в обычный, а значит, у людей, чьи доходы сократились из-за пандемии, есть возможность отправиться в путешествие с минимальными затратами», – подытожил Янков.
Другой заметный плюс двухэтажных вагонов – повышение провозной способности. Иными словами, если отпуск запланирован на конкретные даты, а билетов в плацкарт уже не осталось, то можно отправиться в путь на новых поездах, вместительность которых выше, чем у классических составов.
«Двухэтажный поезд перевозит в разы больше пассажиров, чем привычный подвижной состав. При высоком спросе на билеты, допустим, на юг, увеличивается предложение, что дает возможность снизить цены», – считает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Такие вагоны курсируют на наиболее популярных маршрутах сети российских железных дорог: Москва – Казань, Адлер, Кисловодск, Ижевск, Самара, Пенза, Брянск, а также Санкт-Петербург – Москва, Адлер.
А за пять лет только в двухэтажном поезде «Москва-Воронеж» проехало пять млн пассажиров. Его курсирование сейчас полностью восстановлено после вынужденного сокращения. Среди его преимуществ – розетки для зарядки мобильных устройств и индивидуальная система освещения у каждого кресла. В одном из вагонов есть детская игровая зона, где маленькие пассажиры могут поиграть с мягкими игрушками, порисовать, собрать пазлы или конструктор, посмотреть мультфильмы.
Кстати, школьникам от 10 до 17 лет предоставляется скидка в 50% на билеты в купейные вагоны двухэтажных поездов. Напомним, что для детей в возрасте от пяти до 10 лет постоянно действует тариф, который составляет 35% от «взрослого» билета, а малыши до пяти лет путешествуют бесплатно.
Безопасность в приоритете
Цена билета – безусловно, важный фактор при планировании путешествия, но не основной. Сейчас туристов в первую очередь беспокоит их собственная безопасность и здоровье. Отметим, что на вокзалах и в поездах соблюдаются все необходимые меры профилактики распространения коронавируса. Дезинфицируются и помещения вокзалов, и вагоны перед каждым рейсом.
По словам Ильи Зотова, пассажирам поездов в целом не стоит переживать за свою безопасность. Если носить защитную маску и меньше общаться с попутчиками, шансы заразиться очень малы.
«Бригады проводников два раза в день измеряют температуру пассажирам в длительных поездках, четыре раза в день обрабатывают контактные поверхности специальными дезинфицирующими средствами. Кроме того, в крыши вагонов, выпущенных в последнее десятилетие или прошедших модернизацию, встроены установки обеззараживания воздуха», – отмечает эксперт.
Директор лаборатории «Экология жизненного пространства» Антон Ястребцев рассказал, что эти установки работают благодаря специальным бактерицидным лампам, которые помещаются в систему вентиляции поезда.
«Для людей система безопасна, поскольку находится под крышей вагона и пассажиры с ней не контактируют. Сами же ультрафиолетовые лампы уничтожают бактерии и вирусы в воздухе. Это очень полезная вещь, – подчеркивает наш собеседник. – Несмотря на это, пренебрегать советами врачей не следует. Необходимо носить маски и чаще мыть руки, чтобы снизить риск заражения».
Пример пассажирам подают проводники: маски этим летом стали неотъемлемой частью их форменной одежды.
Фото: rzd.ru