Экономисты оценили новые российские налоги

Фискальное бремя коронавируса

В феврале этого года министр финансов Антон Силуанов подтвердил обещание правительства, данное после президентских выборов 2018 года, не менять налоговую систему. Заморозить фискальную нагрузку тогда планировалось для улучшения бизнес-климата, чтобы все понимали правила игры. Но вот не прошло и месяца, как все планы разрушила пандемия. Или вирус стал весомым предлогом забрать обещания обратно. Начиная с марта власти кардинально поменяли налоговую систему: появился новый налог, вернулась прогрессивная шкала НДФЛ, налог на самозанятых распространили на всю страну. «МК» подготовил обзор налоговых нововведений последних месяцев и оценил, насколько весомым окажется фискальный удар по нашим карманам.

Фискальное бремя коронавируса

Налоги — это важный источник доходов федерального и региональных бюджетов. В отличие от нефтяных и газовых доходов, которые зависят от перепада рыночных цен, поступления от налогов можно прогнозировать. Кроме того, налогами можно маневрировать в экономической политике, забирая побольше у богатых и поменьше у бедных или развивающихся. Плюс к этому налоги, пожалуй, лучшее поле для популизма политиков: как только малоизвестный депутат заикнется о снижении той или иной ставки, он становится героем новостных сводок. Рассказываем, какие налоговые изменения уже введены окончательно и бесповоротно, а какие готовятся к принятию или только предложены.

Налог в 13% с процентов на доход свыше 1 млн по вкладам и ценным бумагам

СТАТУС: принят

Ожидаемые поступления в бюджет: 150 млрд рублей

С 2021 года в России появляется новый налог. Точнее, налог старый — на доходы физических лиц (НДФЛ), но основание для взыскания новое. Сообщил об этом Владимир Путин в первом коронавирусном обращении к народу 25 марта. Через несколько дней Госдума приняла соответствующий законопроект. Подоходный налог в 13% будет взиматься с процентов по банковским вкладам и ценным бумагам на общую сумму свыше 1 млн рублей. При этом облагаться налогом будут не все проценты, а лишь доход за вычетом необлагаемого процентного дохода. Для расчета будет использоваться текущее значение ключевой ставки. Чтобы понять, возьмут ли с вашего вклада налог, нужно считать так. Предположим, в течение 2021 года у вас размещено два депозита в двух банках. В первом банке лежит 500 тыс. рублей под 4% годовых. В конце года процентами накапает 20 тыс. рублей. Во втором банке лежит миллион тоже под 4%, и доход составит 40 000 рублей. Всего с двух вкладов вы заработаете 60 000 рублей. Допустим, на 1 января 2021 года ключевая ставка ЦБ будет, как сейчас, 4,25%. Вычисляем 4,25% от 1 млн рублей и получаем 42 500 рублей — это и есть необлагаемый доход. Вычитаем эту сумму из ваших 60 000 рублей. По итогам года вы должны заплатить 13% с 17 500 рублей. Итого с вас 2275 рублей. Если бы вы получили процентный доход, допустим, на 40 000 рублей, ничего платить не нужно было бы. Доход по низкопроцентным счетам (менее 1%) и эскроу-счетам налогом не облагается. Доходы по валютным вкладам будут пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ в день фактического получения дохода.

Комментирует замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова: «Введение налога на проценты по вкладам ударит по среднему классу и бизнесу. Банковские вклады станут менее выгодными. Депозитные ставки и так падают вслед за ключевой. Уже сейчас доходность по вкладам едва превышает инфляцию, что невыгодно вкладчикам. Вероятно, теперь вместо вкладов люди будут класть деньги на индивидуальные инвестиционные счета или приобретать акции высоконадежных компаний — эти инвестиционные инструменты наиболее похожи на депозиты».

Повышение НДФЛ до 15% для «богатых»

СТАТУС: принят

Ожидаемые поступления в бюджет: 60 млрд рублей

В России упраздняется плоская шкала НДФЛ, действующая на протяжении последних 20 лет. Об этом заявил в очередном обращении к гражданам в июне Путин. С 1 января 2021 года россияне, получающие больше 5 млн рублей в год (416,7 тыс. рублей в месяц), будут платить подоходный налог в 15%. По аналогии с налогом на вклады повышенной ставкой будут облагаться доходы, превышающие 5 млн рублей. Дополнительные доходы казны будут целевыми. Их направят на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями, закупку лекарств, средств реабилитации для них и техники для операций.

Комментирует доктор экономических наук Игорь Николаев: «Введение прогрессивной шкалы давно готовилось. Плоская шкала нужна была для улучшения собираемости налогов, сейчас такая необходимость отпала — у нынешней ФНС с администрированием проблем нет. Сама идея налога на богатых популистская. В бедной России люди, получающие больше 5 млн рублей, считаются невероятно богатыми. Хотя 60 млрд рублей с их доходов — в масштабах страны деньги очень небольшие. Опасения вызывает то, что теперь прогрессивная шкала налогообложения формализуется в законе и как ее будут потом менять — неизвестно. Когда правительству снова потребуются деньги, порог богатых в 5 млн рублей вполне может быть снижен, и тогда под удар попадет средний класс».

Распространение режима самозанятых на все регионы

СТАТУС:  действует

Уже с 1 июля 2020 года все регионы без исключения смогут ввести на своей территории «налог на профессиональный доход», если захотят. Режим для самозанятых был введен в 2018 году как эксперимент в четырех регионах. Распространить на всю страну его планировалось через 10 лет. Самозанятый — это человек, работающий на себя, с доходом не более 2,4 млн рублей и не имеющий наемных работников. Самозанятые платят 4% налога с дохода от оказания услуг физлицам и 6% — с услуг юрлицам и ИП с помощью приложения «Мой налог». Опцию стать самозанятым распространили на молодежь от 16 лет.

Комментирует эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский: «Расширение специального налогового режима для самозанятых частично позволит сократить дыры в региональных бюджетах. Число зарегистрированных самозанятых уже приближается к 1 млн, а в следующем году может достичь и 1,5 млн человек. Из минусов режима — отсутствие взносов в социальные фонды и ПРФ. Также есть опасения насчет увеличения налоговой нагрузки через несколько лет с 4% до, например,10%. И если они оправдаются, тогда этот режим потеряет свою привлекательность».

Налог в 15% на выводимые за рубеж дивиденды

СТАТУС: принят

Ожидаемые поступления в бюджет: 130–150 млрд рублей только с Кипра

Еще один налог на «богатых» предложен президентом в конце марта. Выплаты доходов с процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж в офшорные юрисдикции, будут облагаться налогом в 15%. Сейчас, по оценке Путина, две трети таких средств облагались налогом в 5%, 2% или даже 0%. Так происходило в результате схем оптимизации и под действием соглашений об избежании двойного налогообложения, которые заключены у России с примерно ста странами. Минфин РФ уже начал переговоры с этими странами о пересмотре налоговых соглашений. Уведомления направлены в Нидерланды, Мальту, Люксембург, Кипр. Последний на условия РФ уже согласился.

Комментирует адвокат коллегии адвокатов «Люди Дела» Денис Зайцев: «Ставка 15% для российских компаний, выплачивающих дивиденды за рубеж, действует в России давно. Однако исключение составляли компании, которые зарегистрированы в странах, заключивших с Россией договор об избежании двойного налогообложения. Пониженная ставка налога предполагалась, чтобы компания не платила одинаковые налоги в двух странах. Но поскольку в некоторых иностранных государствах налога на дивиденды вообще нет или он невысокий, эту вполне легальную льготу стали использовать как способ избежать налогообложения. Самая распространенная схема — «завешивание» российской компании под иностранную. Например, Кипр формально не является офшором, но деньги якобы кипрской компании могли уходить в офшоры — например, на Британские Виргинские острова. В своем предложении о введении 15-процентного налога на дивиденды и проценты президент говорил не обо всех странах, с которыми заключены международные договоры, а о тех, кто гласно или негласно поддерживает таким образом вывод капитала в офшоры. Сколько это налоговое изменение принесет бюджету, рассчитать сложно: точной статистики по незаконно выведенным дивидендам и процентам нет. Но только одни переводы между Россией и Кипром в 2019 году составили 1,9 трлн рублей: 15% хотя бы с части таких переводов могут существенно пополнить налоговые поступления российского бюджета».

Переходный налоговый режим для малого и среднего бизнеса

СТАТУС: принят

В начале августа президент подписал закон о переходном налоговом режиме для субъектов малого и среднего бизнеса, утративших право применять упрощенную систему налогообложения (УСН). Режим позволит компаниям, у которых доходы и средняя численность работников превысили ограничения по «упрощенке», и дальше ее применять.

Денис Зайцев: «По общей системе налогообложения бизнес уплачивает 20% с прибыли и 20% НДС. При применении упрощенной системы налогообложения НДС не платится, а налог с доходов платится либо по ставке 6% (тогда в расчет берутся только доходы), либо 15% (тогда налог платится с прибыли, то есть с разницы доходов и расходов, при этом перечень расходов ограничен). В регионах ставки налога на УСН могут быть даже уменьшены. Применение упрощенки в настоящее время ограничено лимитом выручки — 150 млн рублей в год. Если такой лимит бизнесом будет превышен, компания потеряет право на применение специального режима и будет обязана платить и налог с прибыли, и НДС. Почти для каждого бизнеса это просто неподъемно. Чтобы облегчить компаниям жизнь, и задуман переходный период. В нем лимит 150 млн рублей увеличили на 50 млн, но на особых условиях. Так, начиная с отчетного периода с разницы, превышающей 150 млн, но до 200 млн, бизнес платит повышенную ставку налога в 8% (доходы) или 20% (доходы минус расходы). НДС при этом не платится. В переходный период бизнес может спрогнозировать ситуацию на будущее и либо запланировать переход на общий режим налогообложения, если ожидается рост выручки за год более 200 млн рублей, либо остаться на специальном режиме, но следить за лимитом».

Налоговый маневр для ИТ-компаний

СТАТУС: принят

Есть среди налоговых изменений и ослабляющие фискальную нагрузку. Путин предложил снизить налог на прибыль ИТ-компаний с 20 до 3%, а также ставку страховых взносов с 14 до 7,6%. По словам президента, «это даже лучше», чем в таких популярных для высокотехнологичного бизнеса юрисдикциях, как Индия и Ирландия. Ставка будет снижена с 1 января 2021 года. Высвобожденные средства дожни пойти на развитие отрасли.

Комментирует ИТ-предприниматель, основатель сервиса электронной подписи Legium.io Иван Хаустов: «Стартапы и так в большинстве своем работают по упрощенной схеме налогообложения. Для них послаблением будет снижение ставки по страховым взносам. Для остальных же компаний польза от снижения налога на прибыль не столь очевидна. У многих компаний вообще может не быть прибыли, они лишь выживают. С НДС еще более странная ситуация. На сегодняшний день лицензионные платежи по программному обеспечению полностью освобождены от НДС. После налогового маневра эта льгота будет касаться только российского программного обеспечения, включенного в реестр. В итоге налоговый маневр будет полезен крупным компаниям, которые и так неплохо выросли в период самоизоляции».

Изменение налога на дополнительный доход (НДД) для компаний

СТАТУС: законопроект

Ожидаемые поступления в бюджет: 213 млрд рублей

Минфин предлагает изменить налог на дополнительный доход для добывающих компаний. Изменение коснется в основном государственных нефтедобывающих компаний. Законопроект Минфин разослал профильным ведомствам. НДД действует с 2019 года как эксперимент. Налогом облагается не объем добычи (как при взимании налога на добычу полезных ископаемых, НДПИ), а выручка от продажи нефти за минусом затрат. Нефтяным компаниям такой механизм принес «непредвиденную доходность». Его корректировка эту доходность заберет.

Комментирует главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман: «НДД — это налог с разницы между доходами месторождений и расходами на них. Минфин подсчитал недополученные доходы от введенных льгот по НДД и решил, что условия слишком вольготные, их нужно ужесточить для увеличения поступлений в бюджет. Но, похоже, ведомство поступает как генерал, готовящийся к прошлым войнам, потому что и следа от той «вольготности» 2019 года не осталось. Экспортные цены от продажи нефти упали на 40%. На 20% в среднем сократилась и выработка месторождений, в частности, из-за соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи. Таким образом, сам «добавочный доход» крайне сжался. Поэтому ужесточать условия НДД сейчас означает делать добычу во многих случаях убыточной, вплоть до сворачивания инвестиций, закрытия производства. Доходы бюджета от такого маневра могут не увеличиться, а снизиться».

  * * * 

Столько налоговых новшеств, не считая десятков предложений и законопроектов, за полгода — это много даже для такого беспокойного времени, как сейчас. Правительство судорожно скребет по сусекам в попытках изыскать дополнительные источники бюджета. Если все пойдет по плану, новые и измененные налоги принесут от силы полтриллиона в год. Это лишь слегка компенсирует бюджетную дыру в 5 трлн рублей. Налоговой нагрузкой дело не ограничится, на помощь бюджету пойдет урезание запланированных расходов, считает наш эксперт Игорь Николаев. Минфин уже начал секвестр трехлетнего бюджета: «под нож» планируется пустить 50 статей расходов. В 2021 году рассчитывают оптимизировать почти 1,5 трлн рублей. Последствия тотальной экономии и новых налогов почувствуют на себе и без того замученные «короной» люди. «В кризис категорически противопоказано повышать налоги. Но российские власти постоянно это делают, вместо того чтобы структурно реформировать экономику», — говорит Николаев. Поменять Налоговый кодекс куда проще, чем проводить реформы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28340 от 18 августа 2020

Заголовок в газете: Фискальное бремя пандемии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру