Откуда такой пессимизм? А вот откуда. Каждое третье предприятие в стране находится на грани банкротства. Из-за пандемии, совокупная прибыль у малых и средних предпринимателей сократилась почти на 70 %. А ведь во многом именно предприятия обеспечивают рабочими местами население.
Казалось бы, это еще не катастрофа, бывали времена и похуже. Ведь Россия имеет огромный экономический потенциал. Но все упирается в низкую покупательную способность населения.
Хотя, если помните, в федеральном плане выхода России из нынешнего тяжелого экономического кризиса все расписано по полочкам. Как в стране поэтапно будут расти зарплаты и снижаться армия безработных. И что уже к концу 2021 г. мы выйдем на докризисный уровень, когда мы еще ничего не знали о пандемии.
- Да, у правительства есть такой план выхода из кризиса, только мы о нем ничего не знаем, - говорит известный экономист Никита Масленников.
- Как не знаем? Он был опубликован, вокруг него даже шли дискуссии, споры…
- План решено доработать, есть поручение президента по созданию единого плана, с увязкой реализации национальных проектов.
Словом, сегодня много непонятного и размытого. Но дело даже не в этом. Кризис никуда не исчез, он продолжается. Восстановительный процесс экономики идет достаточно вяло, мы не видим V-образного отскока с выходом показателей на докризисные рубежи.
Не понятно, как бизнес начнет восстанавливаться. На мой взгляд, он не готов к повышению деловой активности, не знает, с какими правилами игры столкнется в дальнейшем.
Думаю, восстановление экономики можно ожидать в лучшем случае за пределами 2021 года. Конечно, в такой ситуации трудно прогнозировать реальный рост зарплат. Хорошо, если он обозначится к концу года, но его темпы будут крайне низкими. Уже сегодня, по сравнению с минувшим годом, отмечается 2-кратное снижение темпов роста.
В общем, мы смиряемся с более низкими зарплатами, но при условии сохранения рабочих мест.
- А что будет с безработицей, каковы перспективы?
- Взрывного роста в 8-12 %, как предполагают некоторые аналитики, вряд ли произойдет. Но неизвестно, на каком уровне и как долго сохранится нынешний уровень безработицы. Трехкратное увеличение размера минимального пособия по безработице на время пандемии вызвал резкий рост официальных регистраций в службах занятости.
Рано или поздно нам придется продлять или не продлять действие этой максимальной надбавки.
Значительная часть населения будет по-прежнему находиться в условиях стресса.
- При каких обстоятельствах эту надбавку к пособию могут отменить, вернуть в докризисные времена? Когда экономика пойдет в рост? Или из-за отсутствия денег в бюджете?
- В бюджете деньги есть. Резервный фонд правительства составляет 1,8 трлн. рублей. Это как раз на антикризисную поддержку, в том числе на пособия и разные выплаты.
Когда будут приняты такие решения и на основании чего сказать трудно. Есть ощущение, что взрывного роста безработицы не будет, хотя дополнительных очередей на бирже труда исключать нельзя.
- Но как повысить покупательную способность населения, чтобы разогнать экономику? Ввести новые пособия, дополнительные выплаты?
- Это классика жанра. Давайте раздадим деньги гражданам, они все побегут в магазины за товарами. На практике такое не получается. Карантинная поддержка населения себя уже реализовала. Безусловно, и дальше необходима целевая и адресная помощь малоимущим, отдельных слоев населения. Но покупательный спрос зависит от того, сколько человек зарабатывает. А это в свою очередь зависит от восстановления экономики.
Уровень бюджетной поддержки на 2021 год пока не определен. По проекту Минфина, расходы государства в будущем году сократятся на 1,4 трлн. рублей. Это, как вы понимаете, не особенно стимулирует экономику.
У правительства имеются хорошие радикальные планы по выходу из кризиса. Они уже должны работать в полную силу и приносить эффект. Но планы эти пока только на стадии обсуждения.