Демарш представителей 24-х из 27-и стран Евросоюза, сообщает немецкое издание Welt, произошел во время видеоконференции делегации ЕС с чиновниками Госдепа США. Фактически протестная нота аналогична сделанному месяц назад заявлению верховного представителя Евросоюза по внешней политике и безопасности Жозепа Борреля. Тогда он назвал угрозы применения санкций американцами США против европейских компаний, задействованных в СП-2, нарушением международного законодательства и отметил, что третьи страны не вправе использовать подобные меры в отношении предпринимателей, ведущих законный бизнес.
О том, что санкции США против европейских участников СП-2 нарушают международное право, говорил не только Боррель, но и другие политики Старого Света. Тем не менее, отдельные компании испугались угроз американских сенаторов и предпочли подчиниться требованиям Вашингтона. В конце 2019 года суда-трубоукладчики швейцарской фирмы Allseas, считавшейся ключевым подрядчиком проекта, под угрозой США по ограничению выдачи кредитов и предоставления технологического оборудования, остановили работы над СП-2. А буквально на днях о возможном выходе из проекта заявила немецкая компания Uniper, уже вложившая в строительство газопровода около $1 млрд.
По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, к настоящему моменту ситуация кардинально изменилась. «Если ранее ограничения Вашингтона грозили затронуть частные компании, то теперь американцы собираются выдвинуть санкции фактически против целых государств. После того, как газопровод будет достроен, а это, скорее всего, произойдет в середине весны будущего года, «Газпром» обратится к европейским чиновникам с целым списком разрешительных документов на запуск трубы в эксплуатацию, а также регламентирующих ее дальнейшую деятельность. Перед представителями ЕС тогда встанет дилемма: если они одобрят требования Москвы, то пойдут наперекор ультиматуму, выдвинутому Вашингтоном; если откажут, ссылаясь на американские санкции, то нарушат собственное законодательство. В связи с этим, европейцы заранее отвечают на претензии Белого Дома, обвиняя сенаторов в нарушении международного права. Не будет ничего удивительного, если в ближайшее время Европа пойдет на конкретные ответные шаги, то есть, введет заградительные пошлины на поставки американского сжиженного природного газа», — уверен эксперт.
«Вес таких заявлений гораздо больше, чем высказывания отдельных политиков и бизнесменов. Очевидно, что в течение этого года, когда США усилили давление на СП-2, европейские политики провели серьезную работу по консолидации своей позиции относительно будущего газопровода», — полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Сейчас разворачивается борьба за европейский рынок сбыта природного газа. Противоборствующими сторонами являются «Газпром» со своим СП-2 и США, которые намерены увеличить долю собственного сланцевого сырья на энергетическом рынке Старого Света. Европе не выгодно быть зависимой от кого-то одного, поэтому Брюсселю необходимы различные каналы поставки сырья для усиления конкуренции».
Европе будет крайне сложно принципиально разорвать экономические связи с Вашингтоном, хотя положение в их отношениях уже приближается к критической отметке. «США намерены максимально снизить долю России в европейском энергетическом балансе, а в оптимальном варианте — занять эту нишу единолично. Борьба вокруг СП-2 продолжится. Самым очевидным и жестким решением со стороны Европы может стать повышение пошлин для американского СПГ. Но это чревато настоящей торговой войной между США и ЕС, потому европейские политики пока лишь ограничиваются заявлениями», — полагает Деев.
По словам Юшкова, европейцам предстоит сделать трудный выбор. Торговый оборот Вашингтона и стран Старого Света превышает $1 трлн: вдвое больше, чем с Китаем. Однако, смещая Россию с пьедестала газового рынка ЕС, американцы наверняка собираются в будущем диктовать собственные цены на «голубое топливо». «Сделать окупаемым добычу, транспорт и логистику доставки сланцевого сырья в Европу американцы могут лишь за счет создания искусственного дефицита энергоресурсов. Только в этом случае стоимость газа в Европе может вырасти, — предупреждает эксперт. — Фактически, Вашингтон навязывает европейцам излишнюю защиту от российской топливной экспансии, за которую затем им же и придется расплачиваться. В таком случае, остается надеется, что в своем выборе Брюссель склонится к чисто экономической выгоде, а не будет руководствоваться исключительно политическими аргументами».