В четверг стало известно, что Министерство финансов РФ предложило сократить финансирование госпрограммы социально-экономического развития Крыма и Севастополя. В опубликованном документе «Методика расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности» сказано, что в 2021 году расходы на социально-экономическое развитие полуострова могут урезать на 8,5 миллиарда рублей, а в 2022 -- на 9,1 миллиарда.
Сергей Полоскун с супругой Мариной занимаются туристическим бизнесом, несмотря на карантин и кризис дела у них сейчас идут совсем неплохо. В их семейном отеле, расположенном в окрестностях Судака, нет ни одного свободного места, забронировано все вплоть до сентября. Но что будет дальше, когда сезон закончится, они не знают.
«Аксенову нужно идти прямо к Путину и объяснить, что нам эти деньги позарез нужны, без помощи Москвы нам тут шикарный курорт не сделать, а значит, мы так и будем на шее сидеть, деньги все время клянчить», -- говорит Марина. Она, как никто другой знает, чтобы развивать туризм -- на полуострове нужна хорошая, развитая инфраструктура, прежде всего качественные дороги.
«У нас не трассы, а дороги смерти, сколько людей на них погибает каждый год! Вот только что в ДТП под Белогорском микроавтобус врезался в грузовик, и 9 человек погибли. Без федеральной поддержки нам новые дороги не построить, и старые в порядок не привести, их все нужно расширять, реконструировать, а это огромные деньги».
«Минус 20 ярдов -- это вам не кот чихнул, -- поддерживает жену Сергей. – Конечно, в первую очередь все это скажется на народе. Только после присоединения Крыма к России, у нас начали строить новые школы, детские садики, поликлиники. Города преображаются -- обидно, если все программы благоустройства свернут. Мы только начали жить по-человечески».
По мнению Натальи Сурич, руководителя фонда Малого предпринимательства регионов России, сокращение финансирования госпрограмм на 8-9 млрд в год больно ударит как по качеству местной жизни, так и по рабочим местам. «Для такого региона, как Крым -- это очень болезненный удар. Региональному правительству придется отказаться от каких-то серьезных инфраструктурных проектов, на которые рассчитывал местный бизнес. Свертывание госпрограмм повлечет за собой банкротство местных предприятий, которые жили за счет госзаказов на строительство дорог, социальных объектов, и как следствие – рост безработицы. Кроме того, люди так и останутся без новых дорог, жилья, социалки. На реконструкцию трассы Алушта-Судак запланировано потратить более 3 миллиардов, а ведь это только один участок дороги, которая нуждается в срочном ремонте. Жаль, если люди так и останутся жить в ветхих бараках, и будут ездить по разбитым дорогам».
Справка «МК».
В августе 2014 года правительство России одобрило федеральную целевую программу по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя до 2020 года на общую сумму более 800 миллиардов рублей. Два года назад ее продлили до 2022 года, а потом пролонгировали до 2024-го. Финансирование при этом должно было увеличится на 300 миллиардов рублей.