Одной из самых популярных в народе поправок в Конституцию была та, что обещает «индексацию пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом» — по данным ВЦИОМ, ее сочли очень важной 92%. О параметрах ежегодных индексаций в этой поправке не говорится ничего, и любая индексация — хоть на 0,2%, хоть на 200% — теперь конституционна. Если прописана в законе, конечно.
«Сейчас есть перечень из 100 законопроектов, которые надо вносить в развитие внесенных в Конституцию изменений», — сказал «МК» сопредседатель рабочей группы по поправкам, глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»). Над текстами законопроектов, по его словам, работают в Администрации Президента и правительстве — с участием членов рабочей группы. На вопрос о том, есть ли в перечне что-то по пенсионному законодательству, депутат ответил так: «И пенсионное, и социальное законодательство надо будет посмотреть и уточнить со ссылкой на Конституцию», но «реализация этих поправок пойдет в том числе и через бюджет». В правительстве, сказал он, «уже это учитывают» при составлении проекта бюджета на 2021–2023 годы. А учитывать пока можно только действующие законы.
Обычное правило индексации, закрепленное в Законе «О страховых пенсиях в РФ», — две индексации в год: с 1 февраля на уровень инфляции за предыдущий год и с 1 апреля — если доходы Пенсионного фонда окажутся больше запланированных. Обновленной Конституции это правило полностью соответствует. Но мы знаем, что в трудные для бюджета времена иногда пенсии россиянам индексировали и по другим правилам: например, в 2015 году инфляция составила 12,9%, а пенсии в 2016-м увеличили только на 4%, другим законом временно отменив требование индексировать именно что на уровень инфляции. Но и такая практика обновленной Конституции тоже соответствует! Ведь индексация была? Была. А порядок ее определили законом? Да.
Это об обычных правилах индексации. Но осенью 2018 года законом о повышении пенсионного возраста они временно были заморожены — на переходный период от прежнего возраста выхода на пенсию к новому. До 2024 года ежегодные индексации называются «корректировками» и проводятся один раз в год, с 1 января. Тогда же, в 2018 году, в законе заранее прописали масштаб «корректировки» на все 6 переходных лет.
В 2019 и 2020 годах пенсии в результате выросли больше, чем если бы их индексировали в зависимости от уровня инфляции: на 7,05% и 6,6% соответственно. Сейчас верстается бюджет на 2021–2023 годы, и в него пока закладываются те самые размеры корректировки, что прописаны в законе: в 2021 году — на 6,3%, в 2022 году — на 5,9%, в 2023 году — на 5,6%. Соответствует ли этот временный порядок Конституции? Тоже да. Но и он, в полном соответствии с Конституцией, может быть в любой момент изменен! Значит, следим за проектом бюджета и законопроектами, которые обычно осенью вносятся в Госдуму вместе с ним, — иногда они приостанавливают или уточняют отдельные нормы действующих законов…
Все вышесказанное с 2016 года относится только к неработающим пенсионерам — работающим пенсии с учетом прошедших индексаций пересчитывают только после увольнения. Дает ли пенсионная поправка надежду на отмену этого прописанного в законе правила?
Стоит напомнить, что когда Госдума принимала поправки в Конституцию в первом чтении, на соответствующий вопрос Михаила Тарасенко («ЕР») еще один из сопредседателей рабочей группы, глава Института сравнительного правоведения при Правительстве РФ Талия Хабриева, сказал «да». Правило об индексации, по ее словам, в поправке «сформулировано без изъятий»…
Окончательный ответ на этот вопрос может дать, видимо, Конституционный суд — если, конечно, кто-то туда обратится. Представители же правительства в последние месяцы неоднократно давали понять, что возвращать индексацию работающим пенсионерам не планируют, и считают нынешнее положение вещей Конституции соответствующим. Максимум, на что пошли власти, — с 1 июля вернули индексацию пенсий пенсионерам-опекунам и пенсионерам-приемным родителям, которые на основании гражданско-правовых договоров получают от государства «зарплату» и потому считаются работающими.
По сведениям «МК», консультации о возможности возврата в том или ином виде индексации пенсий работающим пенсионерам все же продолжаются. Приведут ли они к какому-то результату — станет известно осенью. Когда 22 июля премьер-министр Михаил Мишустин отчитывался перед Госдумой, депутат Олег Смолин (КПРФ) задал главе правительства два вопроса: один о зарплатах учителям, а второй о работающих пенсионерах. Премьер, увлекшись ответом на первый вопрос, второй оставил без ответа. Г-н Смолин сказал «МК», что хорошо было бы вернуть индексацию «хотя бы работающим инвалидам»: «Пенсия у них, если бы индексировалась, часто выше, чем зарплата, и они либо увольняются, получают пересчет и возвращаются, либо уходят работать «всерую».
Так поступают не только работающие пенсионеры-инвалиды.