Евросоюз не планирует до конца августа расширять список стран, гражданам которых разрешен въезд на территорию ЕС. Об этом СМИ со ссылкой на советника посольства Нидерландов в Москве Тимена Каувенаара.
Несмотря на это, некоторые отечественные авиакомпании начали продавать билеты на несуществующие рейсы в Париж, Ниццу, Барселону, Милан, Рим, Ларнаку, Цюрих, Минск и другие города. И это при том, что ЕС не собирается открывать границы для россиян как минимум до сентября. Шансы на вылет — 50 на 50, но даже этот факт не отбивает у путешественников желания приобрести билеты на «рейсы-призраки».
Перевозчики без тени стеснения зарабатывают на измученных карантинными ограничениями людях, а после объявляют доверчивым клиентам об отмене рейсов «в связи с отсутствием разрешения на международные полеты». К сожалению, в таком случае граждане не смогут вернуть свои деньги. Вместо этого им выдадут ваучеры, которые можно будет реализовать когда-нибудь потом.
Между тем Россия с 1 августа возобновляет сообщение с Турцией, Танзанией и Великобританией. В то же время Международная ассоциация воздушного транспорта ожидает, что в этом году пассажирские перевозки рухнут на 55% по отношению к прошлому году. Прогноз ухудшен с 46% в апреле. По данным организации, восстановление к докризисному уровню ожидается только в 2023 году, на год позже предыдущих оценок. Ситуация в России не отличается в принципиально лучшую сторону. Несмотря на рост трафика и повышение тарифов, авиаперевозки остаются убыточными.
Очень сомнительно, что с открытием авиасообщения с Турцией — это единственное приемлемое с точки зрения виз и карантина направление для россиян, — сложится ажиотажный спрос на туры, рассказывает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.
«Во-первых, курс доллара заметно вырос, с начала года он увеличился к рублю на 17%, а в целом туры в 2020 году подорожали на 25-30%. Это далеко не каждому отдыхающему по карману. Во-вторых, россияне давно научились покупать отели и трансфер без помощи туроператоров, с которыми зачастую сложнее, чем без них. В-третьих, угрозы новой волны коронавируса никуда не делись, и многие поостерегутся ехать далеко, пока не уляжется подобный риск».
Восстановление авиасообщения с Турцией может повлиять на внутренний туризм лишь отчасти, полагает руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган. «Из-за ажиотажа соскучившихся по «родным» для многих Стамбулу, а также по Анталье и другим курортам авиабилеты сейчас расходятся на 30–60% дороже прошлого года. Вылеты доступны только из Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. «Открытие» состоялось в то время, когда многие уже купили путевки в Краснодарский край и полуостров Крым», — отметил собеседник «МК».
По оценкам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, Турция может оттянуть на себя не более 10–15% от августовских продаж, что несильно ударит по российским курортам, для которых характерно понижение спроса на такую величину в это время года.
После открытия Турции поток в Краснодарский край, Крым не снизится, считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Для многих россиян станет актуальным вопрос стоимости зарубежных туристических путевок, а они дорожают.
«Часть граждан не поедет за границу, опасаясь возникновения второй волны пандемии и очередного ограничения авиаперелетов, — сказал он. — По стоимости туров сейчас однозначно лидируют самые экономные варианты отдыха — это касается как внутренних направлений, так и выездного туризма».