Законопроект об уточнении санкций против СП-2, подготовленный американскими конгрессменами от обеих партий, содержит в себе более обобщенные ограничения, касающиеся создания подводных маршрутов транспортировки углеводородов. С одной стороны, документ предполагает, что санкции не будут вводиться против компаний, осуществляющих «инспекцию, испытания и сертификацию газопроводов», как того требует предыдущий «жесткий» законопроект по санкциям. Очевидно, что в первую очередь имеется в виду «Северный поток - 2», в активное противоборство с которым Вашингтон вступил несколько лет назад. Новая российская экспортная труба, как известно, позволит нашей стране практически полностью исключить участие Украины в обеспечении «голубым топливом» европейских стран и существенно затруднит поставки американского сжиженного топлива на рынок Старого Света.
Вместе с тем, новый законопроект американских политиков «предполагает расширить сферу действия потенциальных санкций для судов, которые укладывают трубы на глубине до 30 метров. Санкционные обязательства могут распространяться на корабли, которые занимаются «подготовкой мест укладки, рытьем траншей, землеустроительными работами, засыпкой, гибкой и сваркой труб». Проблемы судебного характера могут возникнуть также у тех, кто оказывает услуги по «андеррайтингу, страхованию и перестрахованию судов, участвующих в прокладке газопровода». Все это, разумеется, удар по СП-2, но не такой сильный, как предполагали формулировки прежнего законопроекта.
По словам инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, новый законопроект американских конгрессменов, хотя и выглядит попыткой смягчить обостренные отношения Москвы и Вашингтона, но не дает конкретного понимания, как участникам проекта СП-2, не попасть под ограничительные меры, которые могут ввести США.
Напомним, угроза санкционного преследования привела к тому, что швейцарский подрядчик Allseas, занимавшийся укладкой СП-2, во избежание американских претензий, еще в марте вывел свои суда из Балтийского моря. «Газпрому» пришлось перебрасывать в производственную зону отечественные судна, обладающие необходимыми качествами — трубоукладчик «Академик Черский» и баржу «Фортуна».
Но есть и другие трубопроводы, созданием которых занимаются международные консорциумы без российских участников. В конце прошлого года американские власти презентовали проект EastMed, который они собираются проложить из Восточного Средиземноморья в Италию через Грецию. Месторождения Северного моря может связать с европейским рынком через газопровод Baltic Pipe, который планируется задействовать через 2-3 года. «В их строительстве Россия не участвует, но, если новый законопроект американских конгрессменов будет утвержден, то под гребенку должен попасть не только СП-2, но и альтернативные маршруты поставок «голубого топлива» в Европу», — отмечает Суверов.
Между тем, как полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, попытку американских политиков хоть как-то пойти навстречу российским экспортерам «голубого топлива» можно расценивать как реверанс в сторону европейских союзников Вашингтона. Угроза США предъявить санкции европейским партнерам «Газпрома» по СП-2 вызвала весьма жесткую реакцию со стороны Германии, которая является главным российским союзником по этому проекту. Берлин даже пригрозил наложить ответные ограничения на экономические отношения с США.
«СП-2» — еще один повод для борьбы между США и ЕС за европейский энергетический рынок. Германия может ввести пошлины на американский СПГ, и это будет болезненным ударом для Белого дома, поскольку Старый Свет крайне важен для Вашингтона в качестве рынка сбыта. Наличие нового проекта санкций не означает раскол в рядах американских политиков, а говорит о приближении к компромиссу в обеих палатах конгресса. Правда, до конца нынешнего лета работы по завершению СП-2 с российской стороны не начнутся: на Балтийском море начинается нерест промысловых рыб, поэтому участникам проекта придется подождать. В этом случае, у «Газпрома» и Германии останется время для подготовки ответных шагов в противостоянии с США, а Вашингтон получит срок для примирения законодательной и исполнительной власти», — считает Артем Деев.