«МК» уже писал, что до 60% жителей российских регионов не стали платить за жилищно-коммунальные услуги в апреле и в мае.
У кого-то нет денег, кто-то наивно решил, что государство простит долги в период самоизоляции. Казалось бы, руководители субъектов, зная о таком положении дел, должны отложить очередную индексацию — ведь людям для начала нужно с долгами расплатиться. Однако в лучшем случае регионы не повысят стоимость лишь отдельных, не самых дорогих услуг.
Так, Волгоградская область приняла решение временно не увеличивать тарифы на вывоз твердых коммунальных отходов; Иркутская область — на холодное и горячее водоснабжение, вывоз твердых коммунальных отходов, взносы на капитальный ремонт; Калужская область — на вывоз твердых коммунальных отходов; Московская область — на газоснабжение; Нижегородская область — на отопление; Рязанская область — на капитальный ремонт, вывоз твердых коммунальных отходов и газоснабжение; Ярославская область — на вывоз твердых коммунальных отходов.
Временно не поднимутся тарифы на некоторые коммунальные услуги в отдельных (не во всех) муниципальных образованиях: Алтайского края (холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, вывоз твердых коммунальных отходов), Владимирской области (отопление), Красноярского края (вывоз твердых коммунальных отходов), Мурманской области (отопление, холодное водоснабжение, газоснабжение), Орловской области (холодное водоснабжение и водоотведение), Ставропольского края (холодное водоснабжение), Ульяновской области (горячее водоснабжение и водоотведение), Республики Башкортостан (вывоз твердых коммунальных отходов), Республики Калмыкия (горячее водоснабжение), Республики Татарстан (холодное водоснабжение, водоотведение).
— Дополнительное сдерживание тарифов во многих регионах использовалось как дополнительная мера социальной поддержки граждан, столкнувшихся в период пандемии с падением доходов, — говорит исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Возможно, нынешние решения региональных властей — это попытка более внимательно проанализировать финансовое состояние предприятий и подойти к повышению тарифов более дифференцированно. Такие решения можно только приветствовать. Однако мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда рост тарифов ограничивается из политических соображений и приводит к тому, что предприятиям поставщикам ресурсов не хватает средств не только на модернизацию, но и на выполнение текущих обязательств. Такие решения в результате идут во вред потребителям, поскольку приводят к ухудшению качества услуг. На мой взгляд, популизм органов власти за счет бизнеса — это плохой способ помочь населению. Тем более, что в распоряжении органов власти есть такое средство, как жилищная субсидия нуждающимся, которая помогает оказывать адресную помощь без ухудшения условий ведения бизнеса. Действующий институт жилищной субсидии надо развивать и совершенствовать, делать его более доступным для граждан. К сожалению, как показывают наши предыдущие мониторинги, только несколько регионов в период пандемии об этом задумались.