Всех, у кого в собственности есть хоть клочок земли или пара квадратных метров жилой площади, касается вопрос о кадастровой оценке: именно от нее зависит величина налога на недвижимость и землю. Замглавы Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии Алексей Бутовецкий с трибуны Госдумы назвал обсуждаемый законопроект «чрезвычайно важным и с экономической, и с социальной точки зрения». Но если так (а это действительно так), то почему тогда поручения президента на эту тему, данные в 2016 и 2018 годах, выполняются только сейчас? .
Бутовецкий напомнил: с 2016 года кадастровую оценку передали от частных оценщиков государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении регионов, а на федеральном уровне установили единую для всей страны методику проведения этой самой оценки. Теперь же предлагается расширить права собственников на ознакомление с проектом оценки еще до ее утверждения.
Меняется и механизм оспаривания оценки. Сейчас у недовольного собственника земли или дома есть два варианта: идти либо в специальную комиссию по рассмотрению споров, либо в суд. Правительство, с учетом «накопившегося недовольства», хочет отправлять всех сначала в занимающееся оценкой бюджетное учреждение, а потом, если его решение не устраивает, идти в суд.
Важная деталь: по словам г-на Бутовецкого, в пользу собственника меняется принцип исправления ошибок в оценке его недвижимости: «неважно, когда была сделана ошибка — год назад, два месяца назад или пять лет назад, она всегда будет применяться ретроспективно, если в результате исправления кадастровая стоимость объекта станет ниже». В качестве необходимого условия перерасчета уплаченного в соответствии с завышенной оценкой налога за прошлые годы было упомянуто решение суда. Если же в результате исправления ошибки кадастровая стоимость объекта выросла, то налог в большем размере гражданин будет платить лишь со следующего за этим года. Ответственный за ошибку может быть уволен.
В заключении думского Комитета по госстроительству и законодательству на нескольких страницах перечислено множество замечаний, которые надо устранить ко второму чтению. Но новый механизм исправления ошибок в кадастровой оценке получил поддержку депутатов. Суть его представитель правительства пояснил так: «есть, например, садоводческое товарищество, и сегодня надо всем садоводам по отдельности оспаривать кадастровую стоимость своих участков, если они с ней не согласны. А предлагается прописать, что достаточно одному человеку сходить, доказать, что есть ошибка, и государственное бюджетное учреждение должно будет пересчитать сразу все участки в этом товариществе» — по аналогии.
Наталья Боева («ЕР») заметила, что суды получили указание больше чем на 10% не снижать завышенную стоимость объекта, что вызывает массу жалоб граждан. На что г-н Бутовецкий ответил, что «ситуация меняется к лучшему»: в 2017 году власти получили 71 тысячу обращений по оспариванию стоимости, а в 2019-м — уже 40 тысяч.
Правительство учитывало опыт Голландии и Швеции, заметил докладчик. На что спикер Вячеслав Володин заметил, что Голландия и Швеция — «маленькие совсем», и там «все однородно», и посоветовал лучше использовать опыт больших стран вроде США и Канады.
Сергей Жигарев (ЛДПР) обратил внимание на то, что против снижения кадастровой стоимости будут прежде всего выступать субъекты РФ, «потому что в основном в их бюджеты этот налог идет». Депутат предложил пореже пересматривать кадастровую оценку, а то люди замучились каждый год по судам ходить, ее оспаривая. На что получил заверения, что как раз теперь вводится единый по всей стране цикл: переоценка раз в 4 года, исключение — города федерального значения, где, как и сейчас, переоценку можно будет делать раз в 2 года. И рыночная цена, то есть цена сделок, будет напрямую влиять на оценку: «Мы видим, например, что в пандемию цены на недвижимость значительно снижаются, и этот фактор должен учитываться».
Второе чтение может состояться не раньше начала июля.