Удаленка пришлась по вкусу
С 26 марта по 14 мая в России были объявлены нерабочие дни. Но экономика не могла себе позволить почти два полностью нерабочих месяца. Компании встали перед выбором: сворачивать бизнес или адаптироваться к новым реалиям.
Режим удаленной работы стал спасением для отраслей, которые создают интеллектуальный продукт. Это финансы, IT, средства массовой информации, образование, интернет-торговля. Сферам, в которых применяется физический труд (строительство, заводы) и где работники обслуживают клиентов (традиционная торговля, салоны красоты, рестораны, туризм), пришлось сложнее, но и им удалось частично использовать формат удаленки. В этом помогла цифровизация. Например, застройщики и агентства недвижимости проводили виртуальные туры по объектам, предлагали дистанционное заключение сделок. Сфера развлечений перенесла события в онлайн, фитнес-клубы организовали видеозанятия для своих клиентов. Это потребовало удаленной вовлеченности работников в процесс и помогло сохранить рабочие места.
Будучи изначально вынужденной мерой, удаленная работа пришлась по вкусу компаниям и сотрудникам, о чем свидетельствуют многочисленные опросы. По данным консалтинговой компании Naumen, с начала объявления самоизоляции режим удаленной работы внедрили 78% компаний. При этом на режим домашнего офиса (home office) перешли 53% сотрудников. Тут нет противоречия: в зависимости от должности и специальности часть работников осталась задействована очно, притом что их коллеги работали из дома. Так произошло, например, в банках: на работу выходили сотрудники отделений, а менеджмент, аналитики, IT-специалисты, маркетологи трудились из дома.
Центр стратегических разработок выяснил, что 68% российских компаний планируют и дальше сохранять режим удаленки для части сотрудников. Еще 5% не ждут в офис весь коллектив. Вернуть очный режим намерены 32% организаций. По данным ЦСР, верность удаленке собираются сохранить представители сферы финансов, инвестиций, высоких технологий, легкой и пищевой промышленности.
Каждая шестая фирма не вернется в офис, выяснилось в результате опроса портала Работа.ру. По данным портала, 16% компаний рассчитывают полностью остаться в дистанционном режиме, еще 15% будут чередовать форматы работы или оставят на удаленке часть сотрудников. При этом больше половины респондентов вернут всех сотрудников в офис. Но вот что любопытно: далеко не все работодатели из опроса отозвались о дистанционном режиме как о более комфортном. Он пришелся по душе 23% компаний. Примерно столько же, наоборот, сочли этот опыт негативным. Большая часть (52%) заявила, что удаленка была необходимостью.
Мнения сотрудников об удаленной работе собрала международная консалтинговая компания CBRE. Исследование показало, что вернуться в офис мечтают 20% сотрудников, но абсолютное большинство (76%) хотели бы совмещать удаленный и очный режим работы.
Очевидно, что процесс перехода на удаленную работу был стрессом и для работников, и для работодателей. Первые столкнулись с проблемой самоорганизации, у кого-то не оказалось удобных рабочих мест и оборудования, работники с детьми (а детсады и школы во время карантина закрылись) вынуждены отвлекаться на них. Работодатели лишились возможности очно контролировать сотрудников, им пришлось оперативно организовывать каналы связи, документооборота, усилить защиту от кибератак — это повлекло за собой дополнительные издержки. Некоторые особо мнительные работодатели установили на компьютеры программы учета рабочего времени: они фиксируют опоздания, ранние уходы из рабочей учетной записи, посещение сайтов развлекательной тематики, но фиксируют и переработки.
При этом лишь небольшая часть позаботилась о закупке оборудования для сотрудников. По данным Naumen, компьютеры, голосовое оборудование, платные аккаунты в программах конференц-связи закупили 10% работодателей.
«Работаю ночью»: взгляд сотрудников
Судя по опросам, да и по личным ощущениям, самое приятное в режиме дистанционной работы для сотрудника — экономия времени, сил и денег на дорогу на работу и обратно, возможность выспаться, трудиться в комфортной обстановке и быть рядом с близкими. В дни напряженной работы такой режим показался бы раем. Но минусов тоже предостаточно. Из общепризнанных недостатков удаленной работы — отсутствие баланса между работой и домашними занятиями, нехватка оборудования и офисной инфраструктуры, дефицит общения с коллегами. Но самое примечательное вот что: соцопросы и внутренний анализ компаний показывает, что дома времени на работу уходит больше.
«Большая часть сотрудников нашей компании с середины марта работает дома. В офис ходят несколько человек, которые должны контролировать производственный процесс. По требованию можно попросить привезти рабочий компьютер на дом. Рабочий день начинается в комфортное время, но может растянуться до ночи: начальство постоянно подкидывает задачи. Нам временно урезали оклады, при этом попросили работать больше, иногда даже без выходных: мол, в сложное время кризиса нужно мобилизоваться, чтобы не растерять клиентов», — рассказывает Ирина, менеджер издательского дома.
Некоторые работодатели постарались создать сотрудникам комфортные условия дома и даже обещали премии. «При приеме на работу компания нас обеспечивает ноутбуками и мобильным телефоном, так что дома использую это оборудование. В офисе нам давали талоны на питание. Сейчас компания договорилась с сервисом доставки еды о корпоративном питании: несколько раз в неделю доставляют контейнеры. Работы меньше не стало, очные мероприятия перешли в онлайн. Утром у нас совещание по видеосвязи, вечером — отчет о проделанной работе. Зато начальство сменило систему оценки работы на более лояльную: теперь бонус в виде премии стало легче заработать», — делится опытом Иван, контент-менеджер российского представительства европейской аграрной компании.
А вот работникам с маленькими детьми не позавидуешь. «Чтобы работать удаленно, нужно иметь колоссальное здоровье. Мы с мужем живем в «двушке» с трехлетним ребенком и дочкой — выпускницей школы. Дочка готовится к ЕГЭ в отдельной комнате, все остальные — в другой. Гулять нормально нельзя. Ребенка сложно угомонить. В итоге работать я могу только ночью», — сокрушается Татьяна, сотрудник научно-исследовательского института.
«Новые возможности»: взгляд работодателей
О том, как работодатели переводили сотрудников на удаленку, «МК» расспросил около 20 компаний из разных сфер: IT, банки, маркетинг, недвижимость, туризм, образование. Как оказалось, для некоторых дистанционный режим был привычной практикой, а кто-то открыл для себя в онлайне новые возможности ведения бизнеса. Более того, нашлись счастливчики, которые выйдут из кризиса с увеличением прибыли и штата сотрудников.
Проще всего переход на удаленку удался IT-компаниям: многие программисты, веб-дизайнеры, тестировщики и до этого работали из дома. «У нас уже была практика проведения совещаний и собеседований по видеоконференцсвязи, если участники встречи не могли присутствовать в офисе. Это значительно облегчило процесс адаптации. Количество совещаний возросло, но их продолжительность уменьшилась. Сотрудники на удаленке оптимизировали свои рабочие процессы, и это увеличило эффективность бизнеса в целом. Все мероприятия и активности, которые раньше проходили офлайн, нам удалось адаптировать под онлайн-формат. Это митапы (встречи по интересам), игры, обучение, спортивные тренировки и многое другое», — рассказала ИТ-рекрутер Полина Семенюк.
Компании, чья деятельность связана с продажами и непосредственным общением с клиентами, переформатировали деятельность в онлайн. Они внедрили виртуальные показы, бесконтактные сделки, заняли работников обучением. «Раньше мы вкладывали большие деньги в участие в промышленных выставках, чтобы презентовать свою продукцию потенциальным клиентам. Теперь мы стали проводить вебинары. С их помощью мы смогли охватить клиентов, которые не приезжали на выставки. В итоге мы значительно сэкономили, стали получать обратную связь и даже новые заказы», — признается основатель компании, специализирующейся на продаже роботов-манипуляторов.
Карантин показал, что удаленные работники могут быть эффективнее офисных. Такой формат позволяет давать работу тем, кто не может ездить в офис по состоянию здоровья. «Раньше мы упорно брали в офис копирайтеров, но почти все прорабатывали максимум три месяца. В этом году в компании удаленно работают два копирайтера, один из которых с инвалидностью», — рассказала директор по развитию и коммуникациям сервиса онлайн-бронирования жилья Оксана Шустикова.
На домашний режим удалось перевести даже тех, чья работа прямо-таки ассоциируется с офисом, рабочими кабинками, звуками телефонных разговоров. В крупном банке нам сообщили, что смогли обеспечить домашний офис для специалистов колл-центра: «Благодаря специальному программному обеспечению и гарнитурам теперь они полностью мобильны и могут работать из любой точки мира, где есть Интернет». Банки оставили работать очно около 20% сотрудников. «Это тот минимум, который позволяет нам обслуживать клиентов в отделениях без потери качества», — добавили в банке.
Пандемия в очередной раз подтвердила поговорку: «Нет худа без добра». Добром стали новые возможности, но без худа не обошлось даже у самых стойких компаний. Боясь потерь прибыли при оставшихся обязательных платежах, многие фирмы стали экономить на выплатах сотрудникам. После введения режима самоизоляции зарплаты (бонусы, премии) урезали у 40% россиян, выяснили исследователи НИУ ВШЭ. У Работы.ру еще более удручающие данные — их опрос показал, что размер получки снизился у 58% работников.
Home office в тренде
Испытав удаленку на себе, многие работодатели и сотрудники обнаружили в таком режиме экономические стимулы. «Основные плюсы удаленки для работодателя — экономия на аренде офиса и поддержке помещения. Еще стимул — возможность нанимать талантливых сотрудников из других регионов, — говорит категорийный директор «Авито Работа» Дмитрий Пучков. — Работники помимо экономии на обедах и поездках могут индивидуально организовать рабочее время и найти возможности для подработки. По нашим данным, интерес соискателей к работе со свободным графиком в среднем по России к концу апреля вырос на 5%. В апреле активнее всего сотрудников на удаленную работу искали в группах профессий «Маркетинг, реклама, PR», «Консультирование», «IT, Интернет, телеком», «Образование, наука».
Эксперты не сомневаются, что в будущем востребованность специалистов, способных эффективно работать онлайн, будет только расти. Более того, посткарантинная эра создаст спрос на профессии, связанные конкретно с удаленной работой. «После карантина на рынке труда остро понадобятся специалисты, которые будут способны развивать цифровые каналы взаимодействия, налаживать и управлять коммуникацией людей. Специалисты из сферы бизнес-девелопмента, так называемые бизнес-реаниматоры, понадобятся ближе к концу этого года и началу следующего. Их основной задачей станет поиск возможностей для экономии и точек роста с помощью организационных и технологических инструментов», — прогнозирует директор биржи фрилансеров FL.ru Евгений Барулин.
Другой тренд рынка труда — рост численности проектных сотрудников. «Раньше считалось перспективным устроиться в штат сильной компании. Теперь молодые специалисты хотят работать сразу в нескольких компаниях. Проектные работники чувствуют конъюнктуру рынка, знают свою ценность, работают на личный бренд и строят клиентскую сеть вокруг себя. Это дает людям возможность быть независимыми от работодателя и гибко планировать свою загрузку. Нужны деньги — возьми несколько проектов, хочешь отдохнуть — работай меньше», — предлагает генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Наталья Сторожева. По ее мнению, через 5–7 лет около 30% профессий будут использовать проектную работу.
Удаленщикам закон не писан
Вместе с тем эксперты признают: в среднем удаленщики получают меньше, чем такие же по квалификации офисные работники. Разница в зарплатах составляет 20–25%. «Работодатель не должен относиться к удаленным работникам как к особой категории сотрудников и предлагать им меньшую зарплату или звонить по ночам со словами: «Ты ведь сидишь дома». Удаленная работа не должна дискредитировать сотрудника или тем более его функционал перед другими и в глазах работодателя. Это должно быть прописано в законодательстве», — считает декан факультета управления университета «Синергия» Инна Баранова.
Другой минус для удаленщиков — риск эмоционального выгорания. То, что дистанционные сотрудники те еще халявщики, — это миф, говорят эксперты. Одна из опрошенных нами компаний провела внутреннее исследование и выяснила, что сотрудники стали тратить на удаленную работу на 2,5 часа больше, чем в офисе. «В большинстве случаев нагрузка на работников выросла. Проблема в том, что далеко не все работодатели смогли организовать нормирование труда, считать трудозатраты, оценивать интенсивность и напряженность деятельности, — отмечает доцент кафедры «Развитие человеческого потенциала» РЭУ имени Плеханова Фарида Мирзабалаева. — Это приводит не только к нарушению баланса между работой и личной жизнью, но и к более серьезным проблемам — эмоциональному выгоранию, стрессам, формированию заболеваний. В былые времена профсоюзы работали над этой проблемой, специальные институты создавали нормативные документы, а сейчас работодатель в большинстве случаев исходит из своих потребностей. Любые нагрузки должны быть научно обоснованными, а сверхурочная работа — оплачена». По словам эксперта, теперь шаг за государством, в законодательстве нужно регламентировать социально-трудовые отношения между работодателем и работниками на удаленке, начиная от обязанности организовать рабочее место и заканчивая запретом злоупотреблять личным временем сотрудника.
Сейчас в российском трудовом законодательстве фигурирует понятие «дистанционный работник», но оно не отвечает сегодняшним реалиям. Чтобы исправить несправедливость, парламентарии уже разработали поправки в Трудовой кодекс РФ. Один законопроект под авторством депутатов Мосгордумы уже внесен в Госдуму. Другой подготовила фракция «Единая Россия». Среди поправок — обязательство для работодателей прописывать возможность удаленной работы и ее график в трудовом договоре. Также работников хотят защитить от переработок: работодателей могут обязать предоставлять сотрудникам время, когда можно игнорировать звонки и сообщения работодателя, а сверхурочную работу оплачивать дополнительно и только при согласии сотрудника.
Законодательствами других стран баланс работы и личной жизни строго регулируется. Это касается не только удаленной работы. Например, в Канаде начальники и их подчиненные не обмениваются мобильными номерами, чтобы не было соблазна нагрузить сотрудника задачами после окончания рабочего дня. Во Франции законодательно установлено «право на отключение» — часы, когда работник может игнорировать все рабочие вопросы. В России такой подход практикуют лишь особо продвинутые компании. Виной тому — отголоски советского менталитета с его тотальным контролем, разрыв в доходах и невысокий уровень жизни. Боясь увольнения, работники не рискуют проигнорировать ночной звонок от начальства. Даже если право сотрудников на личное время закрепят в законодательстве, не факт, что на практике работодатели откажутся от посягательств на него. Эксперты советуют договариваться о правилах взаимодействия «на берегу»: ценным работникам начальство пойдет навстречу.
Источник: ВЦИОМ