По словам Набиуллиной, на рынке труда пока продолжается сокращение занятости. По итогам апреля безработица составила 5,8%, повысившись примерно на 1 процентный пункт по сравнению с мартовским показателем. Она соответствует уровням начала 2016 года. Что касается инфляции, то здесь по итогам мая ЦБ видит снижение инфляционного давления. Еще один очевидный позитивный момент – заметное восстановление потребительской активности, в том числе из-за частичной реализации отложенного спроса. Так, в мае платежи предприятиям розничной торговли выросли, даже превысив «докоронавирусные» уровни на 3–5% в последние две недели.
А вот ситуация с выплатами по кредитам по-прежнему тревожит главу ЦБ. Набиуллина предположила, что пик роста «плохих» долгов в России придется на четвертый квартал 2020-го — первую половину 2021 года. Именно в этот период банки должны будут абсорбировать данные убытки, добавила она.
Неоднозначная ситуация складывается с кредитными каникулами – антикризисной мерой, предложенной властями для тех, кто не справляется с долгами перед банком из-за падения доходов на фоне пандемии. К 5 июня поступило более 2 млн заявок на реструктуризацию кредитов от граждан, сообщила руководитель ЦБ. Причем, по данным регулятора, новых обращений становится все меньше: так, за эту неделю заявок оказалось на треть меньше, чем неделей ранее.
Люди в основном уже приняли решение о том, нужны ли им кредитные каникулы, отмечает Набиуллина. В дальнейшем ситуация будет зависеть от скорости восстановления экономики. Общая сумма реструктурированных договоров составила свыше 510 млрд рублей, а уровень одобрения - 61,5%.
Несколько иначе оценивает эту ситуацию финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. По его мнению, люди поняли, насколько сложно добиться реструктуризации, и как много разных подтверждающих документов необходимо для этого собрать в условиях самоизоляции. Впрочем, нельзя исключать и некоторого улучшения материального положения. Кто-то возвращался к работе, кто-то получал выплаты от государства, соответственно, это позволило некоторым гражданам отложить обращение за помощью. Ситуация с долговым бременем россиян остается непростой, рассуждает главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ) Михаил Беляев. Сегодня 23% заемщиков отдают на погашение задолженности 80% своего дохода. Но в условиях кризиса, снижения зарплат, нарастающей безработицы, люди становятся намного более осмотрительными. До коронавируса они брали новые кредиты для рефинансирования прежней задолженности, причем на худших условиях, и это был бесконечный круговорот. А сейчас они надеются решить свои проблемы иным образом - с помощью кредитных каникул, отсрочки выплат, уменьшения процентов. Судя по всему, те, кто захотел воспользоваться таким шансом, уже им воспользовался, резюмирует Беляев.