В 2020-м 65% всех сетей в России планируют закрыть в среднем по 15 торговых точек, 30% из них — представители фэшн-сегмента. Одна из причин — отсутствие денег у населения. Таковы результаты исследования рынка.
Снижение доходов повлияло на потребительское поведение: граждане массово перешли в режим экономии, предпочитают более низкий ценовой сегмент, сокращают средний чек и создают запасы средств «на всякий случай», а потому покупки становятся более продуманными. Помимо прочего, у россиян растет стремление принимать решение самостоятельно, игнорируя моду и массированную рекламу.
Изменения, вызванные пандемией, кардинально трансформировали как восприятие граждан, так и сам рынок. «Раньше я арендовала торговую площадь в большом ТЦ в Москве. Доходы позволяли. Но коронавирус с ног на голову все перевернул», — рассказывает предприниматель Мария, хозяйка двух торговых точек. Женщина продавала украшения, аксессуары, а также бюджетную обувь. По её словам, разрыв цепочек поставок из-за того, что не работают в полной мере производители и транспортники, одна из главных проблем для ее бизнеса. «Сами продавцы зачастую не имеют понимания, сколько и какого товара заказывать из-за неясности с перспективами спроса, — делится она. — Свою роль играет и нехватка финансовых ресурсов из-за обнуления выручки. Кроме того, по мере роста курса валюты к рублю, поднялись и закупочные цены на импорт, составляющий львиную долю наших поставок. В условиях снижения покупательского потока становятся обременительными и условия аренды торговых помещений магазинов, которые зачастую выгоднее просто закрыть, чем наращивать убытки».
Продавцы одежды, обуви и аксессуаров оказались в сложной ситуации, так как реализация товара «провалилась» в марте-мае этого года, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «В наиболее уязвимой ситуации оказались сети из высокого ценового сегмента и среднего. Меньше всех пострадает масс-маркет — в такой сегмент перейдут потребители из более дорогих магазинов», — подчеркивает он.
Оффлайновые магазины одежды будут вынуждены сокращать свои площади по двум основным причинам: снижение покупательского спроса в связи с сокращением доходов и перетекание продаж в онлайн, полагает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. «Несмотря на активизацию, отчасти вынужденную, интернет-продаж, падение объема фэшн-рынка в этом году может составить до 35%», — прогнозирует он.
Главный аналитик «TeleTrade» Марк Гойхман считает, что многих участников рынка не спасут и онлайн-магазины. «В целом в непродуктовой розничной торговле удельный вес продаж через интернет вырос до 50% в апреле 2020-го по сравнению с прошлым годом. Собственные онлайн-магазины развивают сейчас 66% компаний фэшн-сектора, — рассказывает эксперт. — Но всё же людям предпочтительнее такой товар видеть, чувствовать, выбирать в живую».
В то же время можно, по оценкам аналитиков, даже при падении оборотов на 30-40%, примерно половину из выпадающих доходов некоторые производители смогут вернуть за счет интернет-продаж, поскольку, несмотря на снижение доходов и заработков, людям все равно нужно что-то носить. Ну а ритейлу так или иначе предстоит распродать весенние складские остатки, чтобы освободить место под новый завоз, и сделают они это с очень приличными скидками - вплоть до 80%, считает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.