Почему именно старшее поколение соискателей? Ну, например, потому что это международно признанная группа риска по коронавирусу. И пускай в Москве под законодательный запрет сейчас попала «очная» работа только специалистов старше 65 лет, но и для тех, кто десятилетием младше, риск велик. А крупные корпорации и государственные органы, в которых массово (и, вообще-то, успешно!) работают люди этого поколения, чаще всего относятся к числу особо важных для жизнедеятельности — и потому требуют от людей либо продолжать ходить на работу, либо писать «по собственному».
— Мне было очень жалко увольняться, — рассказывает «МК» 58-летняя Наталья Иванова, сотрудница одной из госкорпораций, по роду своей работы не имевшая права на удаленку. — Но на такси каждый день на работу не наездишься, а тремя видами транспорта, как я всегда добиралась, — опасно. Семья настояла, чтобы я подала заявление, теперь вот сидим на даче все лето, дальше будем думать. Ну, хотя бы огород будет в полном порядке.
В группе риска оказываются и те, кто в силу возраста вошли в 2020 год, не полностью освоившись в цифровом мире. Или, сказать правильнее, — не пожелавшие принять его правила игры.
«Меня за неделю уволили из крупного нефтегазового холдинга, поскольку я не смогла освоить новые правила удаленной работы, — рассказала 50-летняя менеджер Анна. — Дело даже не в том, что я так и не обзавелась смартфоном, считаю его вредным устройством. Просто удаленная работа означала то, что все средства контроля, которые компания внедряет в своей информационной системе, из офиса пришли ко мне домой. Отчетность о присутствии за компьютером, камера, удаленный доступ на мой рабочий стол...
У меня нет средств, чтобы выделить в доме отдельный «стерильный офис», где работают правила компании. А пускать на свою территорию эту слежку я не хочу».
— В отличие от кризисов 2008–2009 и 2014 годов сейчас оказавшиеся в сложном положении работодатели до последнего стараются сохранить штат, обойтись без увольнений, — комментируют ситуацию представители одного из крупнейших порталов по поиску работы. — По крайней мере, в отношении немассовых специальностей такая политика преобладает.
При выборе между снижением зарплат (отменой премий, введением сокращенного рабочего времени) и увольнениями в большинстве случаев предпочтение отдается первому варианту — именно ради того, чтобы сохранить всех специалистов. Работодателям важно сохранить опытную команду. На то, чтобы собрать с нуля новый коллектив, на выходе не будет в достаточном количестве ни времени, ни средств.
Но если финансовые возможности компании дойдут до критической точки, а пауза в активной деятельности слишком затянется либо надежды на быстрый рост спроса после выхода из изоляции не оправдаются, она, конечно, будет вынуждена все-таки пойти на расставание с частью персонала.
Быть шофером хорошо
За апрель количество вакансий уменьшилось на 7%, отмечают аналитики портала. А конкуренция за них среди соискателей стала выше: в среднем теперь на одну вакансию претендуют 8 активных резюме. Наем новых сотрудников ведут работодатели, у которых продолжается деятельность (в обычном режиме или удаленно) и относительно стабильная экономическая ситуация, то есть производственный сектор и инфраструктура. Здесь нужны рабочие специальности (токари, фрезеровщики, электрики, монтажники, слесари, механики) и менеджеры.
А вот в тех секторах, которые сейчас не действуют или испытывают трудности — скажем прямо, их большинство, — сейчас принимают на работу только «точечно», под конкретные задачи, пояснили специалисты портала.
Смотрим список наиболее распространенных специальностей, вакансии по которым выложены на популярном портале объявлений (с его помощью очень многие ищут работу).
Строго по алфавиту: автомеханик, администратор, водитель, грузчик, кладовщик, курьер, менеджер, монтажник, оператор, охранник, повар, продавец и кассир, разнорабочий, уборщица (что за сексизм, кстати?), электрик. В принципе, все как и раньше — рабочих и менеджерских вакансий больше, чем любых других...
Но сразу заметим: исчезло все, что связано с туризмом и зрелищным сектором, больше не требуются официанты. Начнем звонить по этим объявлениям — и поймем, что реальных изменений больше.
— На каких машинах работали? Марка, модель? Стаж вождения? — мужчина-кадровик московской фирмы, предлагающей работу водителям мусоровозов за 110 тысяч рублей в месяц, говорит резко и конкретно, видимо, экономит время.
— С 1980 года!
— 40 лет стажа? Так, а возраст... ладно, опыт какой?
— «Москвич», «Волга», ВАЗ, иномарки....
— Легковые? Нас интересует опыт на грузовиках!
— Ой, вот на грузовиках с армии не ездил...
— Значит, нет категории С? Зачем звонили тогда? До свидания!
Хорошо, притворимся, что категория С (грузовая) есть, и позвоним другому аналогичному работодателю. Девушка-кадровик здесь чуть приветливее (а зарплата в объявлении ниже — 90 тысяч).
— На каких автомобилях работали?
— КамАЗ, «Вольво»...
— Ага, хорошо. Значит, смотрите: у нас вахтовый метод, есть общежитие. Можно работать 7 дней в неделю без отдыха, можно вахтами по 15 или 20 суток. Минимум 9 рейсов бункеровоза в день. На свалки ездить не нужно, только до сортировочных баз. Оплата — 750 рублей за рейс. Нужно будет ремонтировать машины совместно со слесарями.
— А обычный график, чтобы с выходными, у вас есть?
— 5 на 2? Ой, нет, у нас такого не бывает.
Условия труда не самые «курортные», но если грузовая категория в правах все-таки есть — работа водителем грузовика оказывается неплохим вариантом.
На других вакансиях условия, пожалуй, более сложные, а оплата скромнее. Так, например, один из крупных интернет-магазинов набирает складской персонал на зарплату от 45 до 75 тысяч. Только не за месяц, а за вахтовую смену (от 30 до 90 дней). График работы — либо вовсе без выходных, либо с одним выходным в неделю. Еще раз: продолжительность смены — от месяца. Снова вахтовый метод, как ни крути.
— Вы живете в Москве?
— Да!
— Ну... Хорошо, можете тоже попробоваться к нам. Возраст у вас какой?
— 58 лет.
— Вы серьезно? Мне кажется, вам не подойдет, но, конечно, подъезжайте, пройдите собеседование...
Вообще, москвичам в таких рабочих профессиях не то чтобы прямо не рады — но откровенно удивляются. «Москвичи к нам вообще-то и сами не идут, — рассказал «МК» администратор одной из московских баз по сортировке отходов. — Считается, что грязная работа. А с вахтовиками мы уже хорошо научились работать — все под контролем, практически никаких опозданий, ведь живут все тут же под боком. Что касается возраста, то работа физически не тяжелая, у нас работают люди старше 55. Но многим это не подходит — все-таки специфический бизнес.
А электриком лучше
Похоже, если сейчас человеку «с улицы» предлагают штатную работу, то заполучить его работодатель хочет прямо-таки целиком — вместе со свободным временем, которого просто нет (а если заложить в «смету» полноценный отдых между вахтами, то ведь и заработок придется делить на два — и это уже не 110 или 45, а 55 и 22,5 тысячи рублей. Разница, знаете ли!).
Но есть и другой полюс рынка труда: можно стать мастером из тех, кого раньше называли «кустарями-одиночками». Столяром, сантехником, электриком.
— Кризис в нашей отрасли, конечно, тоже ощущается, — рассказывает 48-летний частный электрик Василий Прозоровский, несколько лет назад сознательно покинувший «беловоротничковый» мир ради востребованности и независимости. — Наша платежеспособная «кормовая база» сокращается, потому что клиенты откладывают на потом все необязательные вещи. Скажем, собирался человек поменять светильники в доме — но сейчас деньги кончились, он ждет у моря погоды, и я тоже жду. Но это не фатально, потому что так или иначе заказы есть.
Держаться на плаву помогают частные клиенты. «Мы, как гробовщики, без работы не остаемся, это же инфраструктура, — смеется электрик. — Скажем, у моего знакомого недавно отказали сразу 4 патрона в люстре, а без света жить не будешь. Так что поеду их заменять. Но объем не такой, чтобы идти оформлять статус ИП или самозанятого — по сути дела, это мелочевка, 3–4 заказа в неделю.
Вариантом «Б», если клиентов будет еще меньше, Василий тоже обзавелся: по его словам, электриков всегда могут взять на работу в управляющие компании. Это небольшие, но стабильные деньги и гарантированная занятость.
Основной документ электрика (нет, это не каламбур) — разрядная книжка, к ней прилагается удостоверение электробезопасности. Отдельная группа электриков — «силовики», имеющие допуск к работам на напряжениях 1000 В и выше. Для этого, как и для грузовых прав, нужна дополнительная подготовка, но зато появляется возможность работать, например, на ТЭЦ. Возраст здесь тоже не помеха при наличии физических кондиций.
Свободная касса
Еще одна разновидность массовых вакансий — продавцы-кассиры в супермаркетах (которые не закрывались даже в самый сильный карантин, поэтому работают более или менее в штатном режиме). Сейчас одна из крупнейших федеральных сетей нанимает в Москве на работу кассирами-продавцами, невзирая на возраст (проверено: цифра «58 лет» девушек из coll-центра не пугает).
Другое дело — зарплата: предлагается 1000 рублей за смену, что в заголовке вакансии превращается почему-то в 37 000 рублей в месяц. И — возвращаемся к «коронавирусной» специфике — сейчас это работа не для пугливых: риск заразиться повышенный.
— У нас все изменилось к худшему во время эпидемии, — рассказывает Галина, продавец-кассир в одном из супермаркетов района Щукино. — Очень изматывает постоянная дезинфекция, работать в перчатках тяжело (в маске тоже, но в перчатках руки к концу смены отваливаются). Самое главное: руководство экономит на всем, поскольку покупателей меньше, у нас меньше смен. И таким образом за апрель моя зарплата оказалась где-то на треть меньше обычной. Бывало, до 60-65 тысяч зарабатывала, а тут меньше 40.
Коллеги постарше, кто пенсионер, уволились пока что, набирают новых. Но в целом, конечно, у нас лучше, чем в кафе или турагентствах.
А вот в фастфуд «на вынос» — хотя эти заведения тоже не прекращали работу — попасть сейчас почти нереально: сотрудники трех опрошенных «МК» заведений известных брендов сказали, что с марта прием новых сотрудников прекращен. Наоборот, заведения работают по минимальному штату, поскольку зал обслуживать не нужно.
Сокращенные сотрудники находятся в неоплачиваемых отпусках, поэтому их первыми вернут при открытии залов. А о расширении говорить пока рано. И по поводу возрастов: рассматривают только людей до 40, дальше — зона молчания.
Курьеров, напротив, сейчас по-прежнему активно ищут. Но условия работы подойдут только неприхотливым, хотя и тут на возраст не смотрят. И вот здесь могут пригодиться легковое водительское удостоверение и своя машина.
«Работал в Москве директором магазина охотничьих товаров, — рассказывает Дмитрий, житель Талдома. — Магазин закрылся, а я пока, чтобы не скучать, вожу заказы из интернет-магазинов по своему району. Клиенты очень удивляются, когда видят мой джип. За апрель так заработал 50 тысяч — это чистыми, на солярку много уходит. Но вообще-то очень неблагодарная работа, дороги бывают плохие, особенно если доставка в садоводства. И клиенты хамят, а чаевых не платит сейчас вообще никто...
Это все — варианты, которые можно назвать «вниз» или «вбок» по социальной лестнице: они позволяют пережить кризис, заработать «на еду», перекантоваться до лучших времен. Но было бы нечестно не сказать, что есть и другой путь: обучиться новому, тому, что понадобится не сейчас, а в ближайшем будущем. Это путь «вверх»: карьерные консультанты советуют делать именно так. Подумать, каких компетенций вам не хватает для того, чтобы стать уникальным специалистом, где нужно подтянуть «цифровые» навыки.
Для кого-то это означает — вместо традиционных лекций научиться делать вебинары. Для других — освоить на базе журналистики производство рекламного контента. А у кого-то меняются традиционные контрагенты — и вместо итальянского языка понадобится китайский. Да, эти варианты работают только тогда, когда для этого есть ресурс. Но и забывать о них не надо. Как-нибудь проживем — а там...