В соглашении стран, которые изначально приняли участие сделке ОПЕК+, было определено поэтапное снижение добычи в течение двух лет: на 9,7 млн баррелей сутки в мае-июне 2020 года, на 7,7 млн баррелей — до конца 2020 года и на 5,7 млн баррелей в день — до мая 2022 года. Сейчас речь идет о том, что ряд государств хочет сохранить текущий уровень сокращения добычи и после июня 2020-го.
Официально перенос переговоров был спровоцирован Алжиром. Как сообщает Reuters, Мохаммед Аркаб, министр энергетики этой страны (которая, к слову, не входит в десятку основных мировых производителей «черного золота»), заявил, что «провел переговоры с некоторыми министрами», а перенос сроков встречи облегчит распределение нефти между традиционными покупателями в зависимости от спроса.
Как российские, так и западные эксперты уверены, что пойти на такой шаг Алжир заставила Саудовская Аравия. Эта страна в настоящее время испытывает существенный дефицит денежных средств. Доходы бюджета от экспорта нефти Эр-Риядам снизились на 25%, а дефицит бюджета превысил $10 млрд. По оценке Международного валютного фонда, бездефицитной казна королевства станет только при цене барреля в $85. Уже сейчас понятно, что доходы Саудовской Аравии в этом году снизятся примерно на $35 млрд. В середине марта Эр-Рияд признался в необходимости урезания годового бюджета на 5%. За счет ограничения добычи саудовские шейхи рассчитывают повысить котировки «черного золота» и снизить до минимума собственный ущерб от коронавируса.
В России идея переноса саммита и возможности продления ограничения добычи на днях обсуждалась на совещании в Минэнерго. Профильные мнения чиновников и руководителей нефтяных компаний разделились поровну, поэтому окончательное решение не было принято, однако одобрено. Можно предположить, что негласная поддержка переноса даты заседания означает, что Москва определилась с позицией по этому поводу и готова к пересмотру условий сделки.
Другой вопрос, насколько выгодно продление производственных ограничений нашей стране? При сохранении установленной квоты российская добыча «черного золота» к концу лета сократится еще на 4 млн тонн, а в целом за год году спад нефтяного производства в нашей стране превысит 50 млн тонн (почти на 9%). По словам главы аналитического департамента AMarkets Артема Деева, доходы российского бюджета от продажи нефти превышают 20% ВВП, поэтому при нынешнем уровне цен потери национальной экономики выглядят угрожающими. «Сокращение добычи не выгодно ни одному участнику рынка, но в дальнейшем стоит ожидать, что условия сделки на май-июнь текущего года будут продлены. Скорее всего, на ближайшей встрече ОПЕК+ будет предложено пролонгировать снижение добычи еще на квартал, что поддержит котировки, которые могут подрасти до $40 за баррель», — прогнозирует эксперт.
Между тем, даже подобных жертв, судя по всему, будет недостаточно для стабилизации цен на сырьевом рынке. «До сих пор на рынке существует профицит сырья, так как основные потребители — авиационная, морская и другие отрасли - практически не работают. Если страны не будут сокращать добычу, то через несколько недель мы получим повторение апрельского кризиса (когда цена барреля на бирже уходила в минус), так как на рынке сегодня продается больше нефти, чем нужно», — отмечает руководитель отдела анализа данных CEX.IO Broker Юрий Мазур.
Впрочем, слухи о переносе министерской встречи ОПЕК+ немного «подогрели» цены на нефть: если в последние числа мая «черное золото» оценивалось в $35 баррель, то после того, как стало известно о новой дате саммита добывающих стран, котировки выросли почти до $40.