Игорь НИКОЛАЕВ, директор Института стратегического анализа ФБК:
«Провал в 12% в апреле, о котором сообщило Минэкономразвития - это много. Но, думаю, реальное падение было еще больше. По данным министерства, промышленность упала на 6,6%, что выглядит не вполне объективным. Если оценивать провал экономики в целом по году, то, напомню, что в мае включается еще один негативный для ВВП фактор — сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Нефтянка — это 20% ВВП. Поэтому в мае падение экономики будет не менее глубоким, чем в апреле. Не думаю, что по итогам 2020-го мы выйдем на показатель в минус 5-6%, который прогнозируют Минэкономразвития и Банк России. Будет заметно хуже — минус 10%, а то и больше. Ни уж явно в 2020 году экономика упадет сильнее, чем в кризисный 2009, когда ВВП снизился на 7,8%».
Сергей ЖАВОРНОКОВ, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара:
«По прогнозам ЦБ к концу года экономика упадет на 5-6%. Но многое зависит от действий властей. Если все карантинные меры не отменят и ограничений по-прежнему будет много, то с ВВП страны все будет очень плохо. Развитие экономической ситуации зависит от того, как быстро власти поймут, что все запреты идут экономике в минус, падение ВВП не остановится. Думаю, к концу года валовый внутренний продукт просядет на 7-8% — это больше, чем предсказывают правительство и ЦБ».
Марк ГОЙХМАН, главный аналитик «TeleTrade»:
«Апрель принял, пожалуй, основной удар коронакризиса. Серьезно сократилась розничная торговля. В её составе непродовольственные товары показали снижение на 36,7%. Ещё более катастрофичным стало положение с платными услугами — падение на 37,9%. Обрабатывающая промышленность снизилась на 10%, в её составе лёгкая — на 23,1%, машиностроение — на 34,3%. Май обещает быть не столь плачевным, поскольку произошло некоторое ослабление режима «нерабочих дней». Но, тем не менее, он, вероятнее всего, также покажет существенное падение ВВП в годовом измерении. В целом по второму кварталу снижение может составить 10-10,5%. Третий и четвёртый кварталы дадут темпы спада ниже, порядка 5,5-6,5%, по мере некоторого восстановления деловой активности, если не случится масштабной «второй волны» пандемии. В целом по году прогноз Минэкономразвития о снижении ВВП на 5% выглядит крайне оптимистичным, в реальности снижение может оказаться намного больше. В любом случае, российский ВВП упадёт гораздо сильнее мирового. Одна из причин этого — гораздо меньший масштаб финансовой помощи отраслям экономики и населению для поддержания спроса, по сравнению с основными странами, столкнувшимися с «пандемическими» атаками. Это приведёт и к очень значительному падению реальных доходов населения».