Неотложные меры помощи россиянам замаринованы на три недели

Из-за парламентской волокиты они никак не могут стать законами

Как вы думаете, у нас сейчас серьезный экономический кризис или так, мелкая рябь на зеркально гладкой воде? Президент Владимир Путин говорит о почти 2 млн человек официально зарегистрированных безработных. Министр труда и социальной защиты Антон Котяков говорит, что если считать не только зарегистрированных, то безработных только за апрель стало на 23% больше, и сейчас их 4,3 млн человек. Почти 6% трудоспособного населения. И это еще цветочки: к осени станет еще хуже.

Из-за парламентской волокиты они никак не могут стать законами

Прогноз Министерства экономического развития пророчит: в 2020 году ВВП страны вместо того, чтобы вырасти хотя бы на полпроцента, сократится на 5 с лишним процентов. Но еще круче, чем ВВП, упадут реальные доходы граждан в целом…

Это лишь несколько не самых страшных официальных новостей последних дней. Судя по ним, у нас самый настоящий кризис.

Правда, еще 7 мая правительство внесло в Госдуму законопроект, в самом названии которого говорится о «принятии неотложных мер» ради устойчивого развития экономики и предотвращения последствий коронавирусной эпидемии. Через российский парламент «в порядке исключения» признанные важными законы могут пролетать со свистом, но этот не вступил в силу до сих пор. Хотя «неотложный», если посмотреть в словаре, значит «срочный», «не допускающий промедления». В спокойное время законы с такими названиями не появляются, правда?

Сначала все вроде бы намекало на то, что в стране кризис, и правда надо быстро. В первом чтении Госдума проголосовала «за» 12 мая. Второе — планировалось на 13 мая, но потом перенеслось на неделю. И не потому, что думцы не понимали значения слова «неотложный» (вы же знаете, наши депутаты — самые понятливые депутаты в мире!). Просто президент успел сказать о дополнительных мерах поддержки, и надо было хотя бы частично впихнуть их в уже находившийся в Думе законопроект. К тому же по ряду мер в правительстве и вокруг него разгорелись нешуточные споры. На 21–22 мая были назначены дополнительные пленарные заседания. Возможно, предположил спикер Вячеслав Володин 13 мая, и Совет Федерации, зная о новом графике Госдумы, внесет изменения в свой. 

Закон (53 страницы текста) приняли окончательно 21 мая. Одновременно с ним за 4 дня во всех чтениях был принят еще один — о внесении изменений в Налоговый кодекс (18 страниц текста), тоже антикризисный. 

Но Совет Федерации изменений в свой график вносить не стал. Пленарное заседание верхней палаты парламента прошло 20 мая, как и планировалось. В следующий раз сенаторы соберутся в Москве 2 июня. То есть только через 12 дней после того, как два как бы «неотложных» закона были приняты Думой, они могут быть одобрены верхней палатой парламента и отправиться на подпись к президенту, чтобы потом, после опубликования, вступить в силу. В обычных, некризисных условиях такой срок нормален. Значит, кризиса и связанной с ним срочности нет?..

Многие россияне полагают, что президенту достаточно произнести слово, чтобы оно материализовалось. Да и сам глава государства, иногда кажется, думает подобным образом. Но это не совсем так. Слово, чтобы материализоваться, должно быть как-то вписано в кочковатое наше правовое поле — иначе бюрократическая машина не заработает.

Пока эти два закона не прошли всю процедуру до конца — в том числе не узаконены и:

— право правительства в этом году признать годовые оценки учащихся 9-х и 11-х классов основанием для выдачи им свидетельств и аттестатов;

— право правительства определить, как именно и в какой срок туроператоры будут рассчитываться с россиянами, погоревшими на турпутевках из-за эпидемии;

— защита 10-тысячных детских пособий от посягательств со стороны судебных приставов;

— налоговые вычеты самозанятым в размере 12 310 рублей из уплаченных в прошлом году налогов;

— повышение с 1 июня пособий родителям по уходу за детьми с 1500 рублей (если речь идет о первом ребенке) и 3000 рублей (если речь — о втором ребенке) до 6752 рублей;

— налоговые льготы благотворителям, которые помогают социально ориентированным НКО, религиозным организациям, а также НКО из сфер, особо пострадавших в последние месяцы…

Если все это не очень нужно и срочно, зачем тогда называть меры «неотложными», из каждого телевизора и с каждой трибуны кричать о том, как все бегут и падают, лишь бы помочь бедным россиянам? А если у нас все же кризис, то почему правительство не попробовало синхронизировать работу палат парламента? Или попробовало, но не получилось?

Но бывает же, когда графики и Думы, и СФ потрясающим образом совпадают, даже если совпасть вроде бы не должны. Это непременно случается, если легализовать какое-то свое решение как можно быстрее хочет Кремль. Вот, например, 11 марта 2020 года утром Госдума приняла в третьем чтении закон о поправках в Конституцию, и в тот же день — с разницей в несколько часов — его одобрил Совет Федерации!

Остается предположить, что все эти пособия, чрезвычайные порядки и налоговые льготы — не приоритет для Кремля, который опять, судя по всему, увлечен прежде всего поправками в Конституцию.

Если это так, мы движемся по параллельным рельсам.

Или у нас не кризис.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28273 от 29 мая 2020

Заголовок в газете: Властный тормоз «неотложных мер»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру