Но лично мне кажется, что благодарить и кланяться тут не за что, а решение это попахивает откровенным цинизмом. Ведь все понимают, что выжить в нашей стране на четыре с половиной тысячи в месяц невозможно, точно так же, как и на полторы. И власти это прекрасно знают, поэтому минимальный размер оплаты труда у нас 12 130 руб – почти в три раза больше, чем даруют безработным. Которых, к слову, на фоне коронакризиса становится все больше – уже под щесть миллионов, если считать по методике Международной организации труда.
Но на биржу за пособием из них идет лишь каждый третий. И в самом деле, ради чего проходить все бюрократические препоны, доказывая свое право на пособие: ради 1500 рублей, которые на три месяца - так уж и быть! – власти согласились превратить в 4500?
Между тем, половина всех безработных, которые-таки доходят до биржи и выбивают себе пособия, получают их в минимальном размере. Все это похоже на такую игру, в которую играют власти с безработными: мы делаем вид, что социально вас поддерживаем, вы делаете вид, что нашей поддержки вам хватает.
Понятно, что люди, приходившие на биржу за полутора тысячами, существовали на какие-то другие деньги: или их содержали родные и близкие, или они имели «черный» заработок, или сбережения в чулке. Возможно, игра по таким правилам и устраивала несколько сотен тысяч россиян в докоронавирусную эпоху.
Но сейчас эпоха наступила иная. Минтруд прогнозирует, что в ближайшее время число официально зарегистрированных безработных поднимется до 2,3 миллионов. И если половина из них будет получать минимальные пособия, это значит, что как минимум миллион наших соотечественников обречены существовать на 4,5 тысячи рублей в месяц. Призом в игре, которую сейчас затеяли с ними власти – является их жизнь: не больше и не меньше. Потому что всем очевидно, чем дольше длится коронакризис, тем меньше возможности у потерявших работу людей рассчитывать на помощь родственников или на свои собственные активно проедаемые запасы.
Властям же эта трехмесячная «милость к падшим» ничего не стоит. Ну или почти ничего. По оценкам министра финансов Антона Силуанова – 9,5 млрд рублей в масштабах страны. Сущие копейки для чиновников, чахнущих над своими сундуками с триллионами, складированными в Фонде национального благосостояния.
Если уж власти действительно так озаботились проблемой помощи безработным, могли бы выделить всем им на три месяца хотя бы по одному МРОТ. Даже для 6 миллионов, посчитанных по методике Международной организации труда, это обошлось бы всего в 230 млрд рублей. Сундуки бы не сильно опустели, но миллионы людей действительно могли бы протянуть три критических месяца.
По этому поводу лица, отвечающие за наш рынок труда, любят рассуждать о том, что пособия не должны носить «дестимулирующего» характера. Дескать, получая их, люди не должны терять стимулов к поиску работы. Вот уж о чем в нашей стране можно совсем не беспокоиться! Минимальный размер нашего пособия по безработице, даже увеличенный в три раза, с трудом тянет на полсотни евро. А вот, скажем, в Болгарии и Латвии оно составляет 160-180 евро. Даже в Молдове - свыше 100 евро. Во Франции, Германии, Австрии, Бельгии – от 840 до 995 евро.
Ну а о Голландии (1300 евро) и Норвегии (1500 евро) даже поминать не хочется: за такие деньги и вправду, три четверти россиян, наверное, согласятся «дестимулироваться». Но эта история не про Россию.
Нашим же безработным дополнительных 3 тысяч рублей в месяц, хватит, наверное, на то, чтобы пару-тройку раз сходить в магазин, а потом, видимо останется лишь заказать катафалк прямиком на кладбище. Для чего же потребовалась властям такая мера - бессмысленная и беспощадная? «Голодный народ проглотит что угодно», - эта фраза принадлежит сербскому писателю Раде Джерговичу. Может быть, в ней и заключается ответ?