Федеральное сетевое агентство Германии предоставило газопроводу «Северный поток» возможность отступления от применения основных положений Газовой директивы ЕС, сообщила вечером 20 мая Nord Stream AG – компания-оператор проекта. Принятое решение действительно 20 лет и начинает свое действие задним числом с 12 декабря 2019 года. Компания Nord Stream AG в своем комментарии отмечает, что при рассмотрении заявки немецкий регулятор подчеркнул, что газопровод внес вклад в безопасность поставок и не нанес вреда конкуренции на европейском газовом рынке.
Напомним, трансбалтийский газопровод СП, протяженностью 1224 км мощностью 55 млрд куб. м в год, был введен в ноябре 2011 года. На данный момент по нему прокачано более 345 млрд куб. м газа.
А несколькими часами ранее Европейский суд (European Court of Justice) отклонил иски Nord Stream 2 AG (компании-оператора СП-2) на решение по законодательству о газе. Оспариваемая директива вступила в силу 23 мая 2019 года и должна была быть имплементирована в национальное законодательство до 24 февраля 2020 года. Она обязывает операторов магистралей провести выделение на уровне собственности операций по транспорту, внедрить недискриминационную систему доступа третьих лиц к системам передачи и распределения на основе публично опубликованных тарифов.
Для Nord Stream 2 AG это будет означать полное изменение в организационно-правовой структуре, что существенно ослабит возможности для финансирования реализации проекта, цитируется в сообщении суда позиция истца.
Строительство «СП-2» началось в 2018 году, его планировалось закончить в 2019 году, однако выполнить план не удалось. В конце 2019 года из-за санкций США подрядчик «Газпрома» швейцарская компания Allseas приостановила работы и отвела все свои суда, строившие «СП-2». В настоящее время считается, что прокладку труб проведет отечественное судно «Академик Черский» стоящее «под парами» в немецком порту – логистическом центре NordStream 2. В «Газпроме» в середине февраля 2020 года сообщили, что газопровод будет запущен в конце этого – начале следующего года.
Эксперты «МК» дали самые противоречивые прогнозы относительно дальнейшей судьбы проблемных российских газопроводов.
Михаил КРУТИХИН, партнер компании RusEnergy:
«Даже если представить, что проект «Северный поток -2», как и его предшественник, будет освобожден от европейских законодательных мер, это не означает, что его окончательное строительство и дальнейшее введение в эксплуатацию будет осуществлено в заявленные сроки. Существуют подозрения, что единственное российское судно, способное на такую работу -«Академик Черский», около полугода шедший из Находки до Балтийского моря, до сих пор не обладает необходимым технологическим оснащением для прокладки оставшихся 160 км трубопровода. Однако, даже если его мощности позволяют завершить проект, то сразу после начала его работы в силу вступят американские санкции, которые наложат новые ограничительные меры на владельцев судна: пострадать могут быть как дочерние предприятия «Газпрома», так и конкретные менеджеры и акционеры газового концерна и зависимых от них подрядных организаций».
Сергей ПИКИН, директор Фонда энергетического развития:
«В данном случае стоит ожидать новых судебных исков, в частности со стороны Польши, которая уже давно и крайне агрессивно настроена против завершения строительства «Северного потока - 2». Берлин изначально был заинтересован в том, чтобы этот проект был: он крайне выгоден для экономики и энергетики Германии. Большинство экспертов предполагали, что к решению о его окончательном пуске в эксплуатацию, то есть о строительстве необходимых 160 км трубопровода, подключаться как самые высокопоставленные политики ФРГ, так и ведущие немецкие бизнесмены. Так и произошло- о чем свидетельствует решение немецкого регулятора в пользу СП. Что же касается СП-2, то газопровод в любом случае достроят. Вместе с тем, его ввод в полноценную эксплуатацию может занять несколько лет. Самое лучшее решение — это создание международной компании, которая бы управляла поставками по этому направлению. Если в ее акционерном капитале будут присутствовать крупные международные игроки, то организовать санкции против них будет крайне затруднительно».