С тем, что в условиях карантина россияне стали больше потреблять алкоголя, никто не спорит: ни власти, ни эксперты, ни участники рынка. Различаются лишь оценки прироста. По словам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, любой экономический коллапс, чем бы он ни был вызван — загадочной эпидемией или опрометчивыми действиями государственных финансистов — вызывают у населения стойкое желание «принять на грудь». «Если в кошельке остались последние копейки, то никто не пойдет вступать в шахматный клуб или учиться плести макраме. Легче пойти в магазин, чтобы купить бутылку», — настаивает эксперт.
Действительно, по данным исследовательской компании Nielsen, за время самоизоляции спрос на горячительные напитки в России вырос чуть ли не на треть. В том числе, в начале апреля (более поздних данных пока нет) продажа водки увеличилась более чем на 30%, пива стали покупать больше на 25%, а виски — примерно на 50%. Слабый рост покупательской способности показали только игристые вина — интерес к шампанскому вырос всего на 5%. Впрочем, это вполне объяснимо. Даже несмотря на продолжительные праздники, россиянам отмечать пока нечего - карантин ограничил проведение традиционных «майских шашлыков», а также другие развлечения. Вместе с тем, увеличение продаж спиртного, в первую очередь, связано с закрытием кофе и ресторанов.
А вот спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко по своему объясняет повышенную тягу россиян к крепкому алкоголю. По ее словам, обратиться к водке россиян вынудила нехватка антисептиков — многие люди промывают спиртным не внутренние органы, а используют ее для обеззараживания рук.
К слову, пристрастие к спиртному выросло в условиях пандемии не только в России. Например, в Великобритании только в марте объем продаж алкоголя в супермаркетах и через Интернет подпрыгнул на 22%, что принесло производителям горячительного дополнительно почти 200 млн фунтов стерлингов.
Между тем, по словам министра здравоохранения России, доктора медицинских наук Михаила Мурашко, алкоголь при борьбе с коронавирусом — точно не помощник. Спиртное ослабляет иммунитет, а у тек, кто расположен к сердечно-сосудистым заболеваниям, горячительное обостряет хронические заболевания.
«Достоверной оценки роста потребления алкоголя за период введения карантина пока не существует. Статистика Мурашко — это оценка его ведомства. ПМежду тем. Опыт предыдущих кризисов показывает: во это время люди пьют примерно на 10% больше - как легального, так и нелегального спиртного», - утверждает Дробиз. По его мнению, проблему усугубляет наличие в нашей стране существует огромного рынка суррогатного алкоголя, который становится все более привлекательным для потребителя, по мере падения его доходов. Ведь легальное спиртное стоит сравнительно дорого. «Можно привести пример: минимальная заработная плата в России составляет порядка 12 тыс рублей. На эту сумму можно купить около 50 бутылок самой дешевой водки (каждая — по 250 рублей). В свою очередь, суррогатный алкоголь стоит в 2,5-3 раза дешевле. В западных странах на минимальную зарплату можно купить как минимум 200 бутылок легального крепкого спиртного. Наши люди пьют не меньше – значит, перейдут на «самопал». Поэтому по итогам года потребление спиртного в России вырастет в несколько раз больше, чем в настоящее время его оценивает Минздрав», — делает вывод Дробиз.
Конкретные данные по продажам алкоголя за апрель будут понятны не ранее середины мая, когда станут известны последние данные ЕГАИС. «При всех мерах, которые предпринимает государство, борьба с алкогольной зависимостью населения оставляет желать лучшего. Даже в условиях карантина предприятия, специализируются на розничной торговле спиртным, повсеместно включаются в список системообразующих предприятий городов и областей. С одной стороны, это новые рабочие места; с другой — рост объемов производства спиртного. Минздрав лечит только спившихся, тогда как надо ставить преграду перед алкогольной зависимостью гораздо раньше. Впрочем, есть мнение, что полупьяным населением гораздо легче управлять», — прокомментировал ситуацию глава Международной Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.