27 апреля 2020 года произошло фантастическое событие. Цена российского нефтяного сорта Urals достигла $17 за баррель (это далеко не рекорд) и превысила стоимость североморской смеси Brent на $1,05 за баррель (а вот это уже рекорд)!
Причем, подобные торговые противоречия происходят на фоне падающей стоимости американских фьючерсов на нефть марки WTI, которые на сегодняшней торговой сессии упали на 27,5% — до $12,55 за баррель. Как полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, несмотря на некоторые колебания, нефтяные котировки продолжают прибывать на крайне низких отметках. Создается впечатление, что нынешнее соглашение об ограничении добычи, с большим трудом заключенное странами, входящими в ОПЕК+, и независимыми участниками альянса, повлияло на сырьевой рынок в гораздо меньшей степени, нежели договор, подписанный в 2016 году и сумевшийтогда сдержать обвал цен на «черное золото».
Сейчас на рынке нефти, из-за глобальных карантинов, произошло беспрецедентное снижение спроса на топливо и, как результат, на сырую нефть со стороны перерабатывающих предприятий. Аналогов нынешней ситуации не было не только за последние годы, но и пожалуй за всю историю. При этом собственники нефти вынуждены платить как за аренду нефтехранилищ, так и за фрахт танкеров. Чтобы снизить эти издержки, владельцы нефти готовы избавиться от нее буквально на любых условиях, что и приводит к падению цен, а иногда даже к отрицательным ценам. В связи с этим показательны события 27 апреля: сначала аномальное скопление танкеров с нефтью наблюдалось у побережья Калифорнии. Затем было сообщено о танкерной «пробке» в узком Сингапурском заливе. Суть происходящего: нефть из-за избыточного предложения и резко упавшего спроса никому не нужна. Дальнейшее падение спроса на сырье, по оценке Международного энергетического агентства, к концу апреля достигнет 29 млн баррелей в сутки. Напомним, что вступающее с 1 мая соглашение ОПЕК+ предполагает убрать с рынка максимум 20 млн баррелей в сутки.
Поэтому в настоящее время биржевые игроки предпочитают продавать контракты с ближайшим сроком погашения, но приобретают покупать фьючерсы с поставкой сырья в более позднее время.
«Разовое превышение нефтяных котировок «бочки» Urals над баррелем Brent — это не победа российской нефтяной отрасли. Это диагностика нефтяной мировой болезни. Когда прекратится коронавирус, сырьевой рынок планеты выздоровеет. Тогда мы и увидим настоящее столкновение нефтяных сортов и, скорее всего, оно окажется не в пользу российского Urals», — уверен Пикин.