О том, что ценовой ужастик 20 апреля был непосредственно вызван спецификой фьючерсных контрактов на нефть WTI, известно. Они, напомним, истекали 21 апреля, после чего на владельца контракта распространялась обязанность забрать купленную нефть, к чему расплодившиеся спекулянты не были готовы, из-за чего и произошли панические распродажи. Но совершенно понятно, что ценовой обвал одними фьючерсами не объяснить.
Нефть предъявила экономике зеркало, а в нем в полный рост предстал мировой кризис с падением спроса на нефть, как, впрочем, и на другое сырье. Почему самым тревожным оказалось именно нефтяное зеркало? Потому что нефтяной век еще не закончился, нефть остается важнейшим для экономики энергоресурсом. Для России это слабое, но хоть какое-то утешение.
Что будет происходить в ближайшие дни? Есть красноречивый своей хладнокровной отстраненностью комментарий аналитиков Sberbank Investment Research от 22 апреля: «Сегодня утром рубль вновь немного слабеет на фоне продолжающегося резкого обвала цены нефти Brent — она упала на 13% и, вероятно, будет стремиться к нулю в ближайшее время». Вот так: «Вероятно, будет стремиться к нулю», – оторвавшись от клавиатуры, аналитик, наверное, привычно потянулся к чашечке кофе, пока он не остыл.
Но далеко не все в России могут позволить себе такую вызывающую отстраненность. Камнем падающие нефтяные цены – это расползающиеся дыры в доходах бюджета. Такие потери ощутит каждый. Издание The Bell, опираясь на расчеты аналитика Наталии Орловой из «Альфа-банка», дает следующую оценку: «Если предположить, что цены на Urals в ближайшие два месяца будут составлять $10–15 за баррель (то есть останутся на нынешнем уровне. – Н.В.), бюджет может недополучить только за эти два месяца 780–860 млрд рублей. Для сравнения: прямую финансовую поддержку правительства в кризис экономисты «Альфа-банка» оценивают примерно в 340 млрд рублей».
Масштаб потерь впечатляет, кризис, вдохновляемый коронавирусом, явно затеял блиц-криг. Однако благодаря Фонду национального благосостояния российский бюджет удар сдержит и, как считает, например, Сергей Романчук из Металлинвестбанка, не просто выдержит, но продержится при таких ценах на нефть целых два года.
К счастью, сегодняшние цены на нефть вряд ли столь долгоиграющие. Экономисты сходятся в том, что в третьем квартале мировая экономика начнет зримо подниматься. Китай уже подает соответствующие сигналы. А значит, очнется спрос на нефть, приподнимутся и цены.
Возобновленное соглашение ОПЕК+ начнет действовать 1 мая. Сегодня наблюдатели оценивают согласованное сокращение добычи как явно недостаточное, не исключено, что потребуются новые ограничения, и не только со стороны ОПЕК+, шаги навстречу могут быть предприняты и в рамках G20, но решающее слово остается за оживлением экономики.
Что же касается будущих цен на нефть, то события развиваются столь стремительно, что прогнозы, никак не могут их догнать. По последнему прогнозу, например, компании Wintershall Dea, средняя цена нефти Brent в 2020 году будет на уровне $30 за баррель.
Главный же прогноз для России давно сформулировал Гайдар, но не шоковый терапевт Егор, а его дед, сказочник Аркадий: «Нам еще день простоять, да ночь продержаться!».
В любом случае зарубка 20 апреля останется навсегда. И не только в экономической истории. Еще – в памяти и в психологии биржевых игроков. Рынок – это всегда психология, а игроки убедились на своем опыте в правоте Ницше, автора фразы: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Она увидели взгляд бездны. Манящий и обрекающий.