Авторы проекта уверены, что фактически карантинные меры имеют все признаки форс-мажора — чрезвычайность и невозможность предотвратить последствия, но документа, позволяющего подтвердить это в суде, — нет. Поэтому депутаты предлагают приравнять режим повышенной готовности к обстоятельству непреодолимой силы, а значит дать право юридическим и физическим лицам отказаться от исполнения своих обязательство по договорам без штрафных санкций.
Вице-президент «Опоры России» Александр Паперно считает, что принятие этого законопроекта может быть встречено бизнесом по-разному, но однозначно внесет ясность в неопределенную правовую ситуацию.
— Благо это для бизнеса или нет — вопрос сложный, но это будет честное решение. Потому что сейчас ситуация такая: ни мира, ни войны, армию распустить. Вроде бы как делать ничего нельзя, но назвать эту ситуацию форс-мажором в суде тоже нельзя. Пострадать могут те, кто внес предоплату по договору, потому что они не получат услуг. Но правда в том, что они и так их не получат там, где предприниматель из-за карантина прекратил свою деятельность. Недовольны будут также арендодатели, но из каких средств платить аренду тем, кто не по своей воле закрылся, — тоже непонятно.
Общественный бизнес-защитник Александр Хуруджи также уверен, что признание текущей ситуации форс-мажором устранит правовую неопределенность и решит многие проблемы страховщиков, предпринимателей и государства.