Сохранение зарплат в полном объеме на все время нерабочего периода обещал Владимир Путин. Однако сразу было понятно, что за исключением бюджетных организаций и крупного «пригосударственного» бизнеса наказ президента компании не смогут выполнить. На фоне кризиса спроса, падения курса рубля и вынужденного простоя при сохранении всех обязательных платежей бизнес стал менять кадровую политику.
ЦСР опросил представителей тысячи компаний. Большинство из них нашли способы сэкономить на оплате труда, причем «чистые» с точки зрения трудового законодательства. К примеру, чтобы снизить размер зарплат, работодатель может объявить «простой», что позволит ему выплачивать лишь две трети оклада. Еще один вариант – перевести персонал на неполный рабочий день с сокращением зарплаты. Так поступили 49% работодателей, а еще 20% ввели дистанционный режим работы с понижением зарплаты, следует из опроса ЦСР.
Инициировать отпуск сотрудника за свой счет работодатель не может, но может недвусмысленно «намекнуть» работнику самому взять подобный отпуск. За такую манипуляцию работодателя можно привлечь к ответственности, но нужны доказательства. Из страха вовсе остаться без работы сотрудники соглашаются на невыгодные условия. Сократить выплаты можно за счет премиальной части ставки или если компания применяет механизм серых зарплат. Хуже всего, если работник не в штате или устроен неофициально: тут работодатель вообще ничего не должен по документам. Не позавидуешь и индивидуальным предпринимателям с самозанятыми: их заработок зависит от заказов, а сейчас с этим туго.
Массовая потеря рабочих мест – это общемировая проблема. Международная организация труда (МОТ) прогнозируют, что из-за коронавируса могут потерять работу 195 млн человек на планете. Больше всего пострадает густонаселенный Азиатско-Тихоокеанский регион: сокращения могут затронуть 125 млн человек. В Европе – 12 млн человек. В МОТ отметили, что на данный момент 3,3 млрд работников по всему миру полностью или частично остановили работу. Еще 1,25 млрд человек заняты в наиболее пострадавших отраслях – торговле, сфере услуг, общепите, гостиничном бизнесе.
«В России 15 млн человек потеряли или потеряют работу из-за коронавируса. Это 20% трудоспособного населения (плюс 5% безработицы до кризиса), которое составляет у нас 75 млн человек, - отмечает профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов, - Еще 25 млн человек являются самозанятыми. Думаю, не менее трети рабочей силы окажутся за бортом».
Основная масса сокращений еще впереди, предупреждает доцент РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец. «Если режим карантина действительно продлится до 30 апреля или позже, большая часть компаний, прежде всего малого и среднего бизнеса, просто рухнет», - считает эксперт.
Деловые сообщества предложили властям способы избежать роста безработицы. В «Деловой России» настаивают на введении отрицательного налога на фонд оплаты труда. Фактически речь идет о денежных компенсациях от государства работодателям за каждого сотрудника. В «Опоре России» считают, что малый и средний бизнес нужно сейчас освободить от всех платежей, кроме зарплат.
«Правительству необходимо принять более действенные меры, пусть даже нетипичные для нашей экономики, но часто используемые в других странах. Например, выплата зарплат за счет государства в течение нескольких месяцев, госзакупка производимых товаров и услуг, освобождение от социальных налогов. Да и работодатели, видя такое участие государства, вели бы себя более социально ответственно», - добавила доцент РЭУ.