Государства, входящие в объединение, перестанут делиться с другими гречкой, рисом, луком, а также чесноком, репой, крупами и другими продуктами. Инициатива ЕЭК позволит сформировать стратегический запас на случай сохранения повышенного спроса со стороны потребителей. Между тем, несмотря на существующие резервы, социально значимые продукты все-таки могут подорожать.
«Введение запрета позволит обеспечить население достаточным количеством таких товаров во время обострения санитарно-эпидемиологической обстановки», — уточняется в сообщении коллегии ЕЭК. Решение о запрете на экспорт вступит в силу по истечении 10 дней с даты его публикации.
Напомним, в ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия. Аналитики подчеркивают: «братскую» взаимопомощь между этой «пятеркой» пока никто не отменял. Между тем каждая из стран союза вольна дополнительно вводить и собственные ограничения. Так, например, Совет министров Белоруссии с 1 апреля уже запретил на 3 месяца вывоз из своей страны гречки, лука и чеснока, и это не первоапрельская шутка.
Для российских сельхозпроизводителей запрет на экспорт — палка о двух концах: экспортные поставки дают валютную прибыль, а без нее аграриям придется тяжело. «Исключать роста цен на 10–15%, скажем, на крупы, которые народ все равно массово покупает, нельзя, — рассказывает шеф-аналитик «ТелеТрейд» Петр Пушкарев. — Некоторые магазины шаговой доступности тоже могут воспользоваться массовой самоизоляцией, когда жители прилегающих домов вынуждены ходить именно в ближайшую к ним торговую точку, и поднять ценники».
«Учитывая решение стран ЕАЭС сдержать рост внутренних цен на наиболее важные продукты, у экспортеров может возникнуть соблазн увеличить поставки товаров на внешний рынок. В любом случае, меры приняты на довольно незначительный срок — серьезного влияния на продовольственный рынок ждать не стоит», — считает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
По словам специалистов, гораздо больше сложностей ожидается в других государствах, куда Россия поставляет свои продукты. Скажем, отечественный рис продается не только внутри ЕАЭС, но идет в другие страны Центральной Азии и даже в Турцию. Одной из пострадавших сторон может стать Таджикистан, который импортирует рис из России и Казахстана.
В то же время нельзя исключать второй и третьей волны потребительской паники в России, говорит заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимир Ионкин. Правда, по его словам, в отношении продовольствия наша страна автономна на 95%, за что нужно «поблагодарить» европейские санкции.
Эксперты также уверены, что дефицита продуктов в российских магазинах ждать не стоит: крупы и сырье для их выращивания отечественные компании производят в достаточном количестве. Продукта хватает не только для внутреннего рынка, но и для экспорта. Запасы риса, кукурузы, риса, ячменя, гречихи, овса и прочих культур в феврале 2020 года значительно превышали показатели 2019 года — в среднем на 20–30%.
А с чесноком России смогут помочь поставки из Китая, который уже восстановил почти все логистические цепочки, поскольку практически справился с бушевавшей там в январе–феврале вспышкой эпидемии. Так что, подводят итог собеседники «МК», голод нам не грозит — лучше сосредоточиться на других проблемах нынешнего непростого периода.